В феврале 2007 г. в Москве состоялось расширенное заседание секции «Финансисты муниципальных образований» НП «Сообщество финансистов России», ключевым вопросом которого явилось обсуждение предложений финансовых органов муниципальных образований о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ.
Прибывших на заседание приветствовала председатель совета Сообщества финансистов России, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы РФ Н. С. Максимова, отметившая важную роль членов Сообщества в деле совершенствования бюджетного процесса и межбюджетных отношений.
Председатель секции, первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор Департамента финансов А. Н. Домбровский представил вниманию присутствующих отчет о работе секции за 2006 г. Основным направлением ее деятельности являлась подготовка предложений о внесении изменений в действующее бюджетное и налоговое законодательство РФ, а также иные законодательные акты, регулирующие бюджетный процесс и межбюджетные отношения.
В план работы секции на 2007 г. включены актуальные вопросы о подготовке поправок в проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ», об основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2008–2010 гг., правовых основах создания централизованных бухгалтерий в бюджетных учреждениях, ходе реализации в муниципальных образованиях Федерального закона № 131-ФЗ и федеральных целевых программ и др.
Особый интерес вызвал злободневный вопрос о внесении изменений и дополнений в БК РФ. С предложениями по данной проблеме, обусловленными практической работой, выступили многие участники заседания, в частности советник аппарата Комитета Госдумы РФ по вопросам местного самоуправления Л. И. Пронина, первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор Департамента финансов А. Н. Домбровский, вице-мэр Калининграда, председатель комитета по финансам и контролю Р. И. Заремба, заместитель главы города Тюмени, директор Департамента финансов и налоговой политики Г. М. Кулаченко и др. Прозвучавшие предложения по проекту федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и признания утратившими силу отдельных законодательных актов РФ» были направлены в Госдуму РФ к его очередному рассмотрению.
Учитывая то обстоятельство, что данное заседание секции «Финансисты муниципальных образований» проводилось в расширенном составе, с участием представителей и председателя секции «Финансисты субъектов РФ», и. о. начальника департамента финансов, первого заместителя губернатора Вологодской области С. С. Тугарина, были затронуты острые проблемы межбюджетных отношений в процессе взаимодействия субъектов РФ и муниципальных образований. Так, в выступлении А. Н. Домбровского прозвучало мнение о том, что в целях достижения сбалансированности местных бюджетов, повышения самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, предсказуемости развития межбюджетных отношений, возможности долгосрочного и достоверного планирования доходных источников бюджетов необходимо отразить на долгосрочную перспективу в Бюджетном кодексе РФ нормативы отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Председатель Комитета государственных заимствований города Москвы С. Б. Пахомов заявил о необходимости создания долгового агентства муниципальных образований, поскольку это повысит привлекательность займов МО для инвесторов, обеспечит профессиональное управление долгом, снизит стоимость заимствований для муниципалитетов и консолидирует мелкие муниципальные займы в крупные выпуски облигаций, обладающих хорошей рыночной ликвидностью. Об особенностях организации облигационных займов рассказала также начальник отдела государственных финансов инвестиционного департамента АКБ «Промсвязьбанк» (Москва) Н. Ю. Грачева.
Директор направления «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» фонда «Институт экономики города» С. М. Никифоров остановился на вопросе перехода от финансирования учреждения к финансированию бюджетной услуги на примере дошкольного образования города Протвино Московской области. По его мнению, нормативное финансирование позволяет установить зависимость между количеством услуг и расходами на их предоставление. Требования же к качеству услуг могут определяться муниципальным стандартом или муниципальным заданием.
Участники заседания обсудили порядок отражения средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, оказываемой бюджетными учреждениями. Этот вопрос возник в связи с определенными противоречиями, заложенными в действующих нормах БК РФ, четкий порядок учета средств установлен лишь для федерального уровня, поэтому регионы и муниципальные образования были вынуждены искать свои пути решения данной проблемы. Как эта работа организована в территориях, рассказали начальник финансово-казначейского управления администрации города Рязани М. А. Наумова и начальник управления по бюджету Департамента финансов мэрии города Ярославля Т. А. Ерина.
В ходе заседания рассмотрены также вопросы об опыте участия муниципальных образований в конкурсе на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов на реализацию соответствующих программ, об исполнении судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета, о порядке определения размера дефицита местного бюджета. Материалы заседания размещены на сайте секции www.sfr.krd.ru.
Прибывших на заседание приветствовала председатель совета Сообщества финансистов России, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы РФ Н. С. Максимова, отметившая важную роль членов Сообщества в деле совершенствования бюджетного процесса и межбюджетных отношений.
Председатель секции, первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор Департамента финансов А. Н. Домбровский представил вниманию присутствующих отчет о работе секции за 2006 г. Основным направлением ее деятельности являлась подготовка предложений о внесении изменений в действующее бюджетное и налоговое законодательство РФ, а также иные законодательные акты, регулирующие бюджетный процесс и межбюджетные отношения.
В план работы секции на 2007 г. включены актуальные вопросы о подготовке поправок в проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ», об основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2008–2010 гг., правовых основах создания централизованных бухгалтерий в бюджетных учреждениях, ходе реализации в муниципальных образованиях Федерального закона № 131-ФЗ и федеральных целевых программ и др.
Особый интерес вызвал злободневный вопрос о внесении изменений и дополнений в БК РФ. С предложениями по данной проблеме, обусловленными практической работой, выступили многие участники заседания, в частности советник аппарата Комитета Госдумы РФ по вопросам местного самоуправления Л. И. Пронина, первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор Департамента финансов А. Н. Домбровский, вице-мэр Калининграда, председатель комитета по финансам и контролю Р. И. Заремба, заместитель главы города Тюмени, директор Департамента финансов и налоговой политики Г. М. Кулаченко и др. Прозвучавшие предложения по проекту федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и признания утратившими силу отдельных законодательных актов РФ» были направлены в Госдуму РФ к его очередному рассмотрению.
Учитывая то обстоятельство, что данное заседание секции «Финансисты муниципальных образований» проводилось в расширенном составе, с участием представителей и председателя секции «Финансисты субъектов РФ», и. о. начальника департамента финансов, первого заместителя губернатора Вологодской области С. С. Тугарина, были затронуты острые проблемы межбюджетных отношений в процессе взаимодействия субъектов РФ и муниципальных образований. Так, в выступлении А. Н. Домбровского прозвучало мнение о том, что в целях достижения сбалансированности местных бюджетов, повышения самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, предсказуемости развития межбюджетных отношений, возможности долгосрочного и достоверного планирования доходных источников бюджетов необходимо отразить на долгосрочную перспективу в Бюджетном кодексе РФ нормативы отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Председатель Комитета государственных заимствований города Москвы С. Б. Пахомов заявил о необходимости создания долгового агентства муниципальных образований, поскольку это повысит привлекательность займов МО для инвесторов, обеспечит профессиональное управление долгом, снизит стоимость заимствований для муниципалитетов и консолидирует мелкие муниципальные займы в крупные выпуски облигаций, обладающих хорошей рыночной ликвидностью. Об особенностях организации облигационных займов рассказала также начальник отдела государственных финансов инвестиционного департамента АКБ «Промсвязьбанк» (Москва) Н. Ю. Грачева.
Директор направления «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» фонда «Институт экономики города» С. М. Никифоров остановился на вопросе перехода от финансирования учреждения к финансированию бюджетной услуги на примере дошкольного образования города Протвино Московской области. По его мнению, нормативное финансирование позволяет установить зависимость между количеством услуг и расходами на их предоставление. Требования же к качеству услуг могут определяться муниципальным стандартом или муниципальным заданием.
Участники заседания обсудили порядок отражения средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, оказываемой бюджетными учреждениями. Этот вопрос возник в связи с определенными противоречиями, заложенными в действующих нормах БК РФ, четкий порядок учета средств установлен лишь для федерального уровня, поэтому регионы и муниципальные образования были вынуждены искать свои пути решения данной проблемы. Как эта работа организована в территориях, рассказали начальник финансово-казначейского управления администрации города Рязани М. А. Наумова и начальник управления по бюджету Департамента финансов мэрии города Ярославля Т. А. Ерина.
В ходе заседания рассмотрены также вопросы об опыте участия муниципальных образований в конкурсе на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов на реализацию соответствующих программ, об исполнении судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета, о порядке определения размера дефицита местного бюджета. Материалы заседания размещены на сайте секции www.sfr.krd.ru.
Материал подготовила Зинаида ЕВСЕЕНКОВА
Журнал «Бюджет» №3 март 2007