Версия для печати 4691 Материалы по теме

Очередное расширенное заседание секции «Финансисты субъектов Российской Федерации» СФР прошло в Пятигорске. Основная дискуссия развернулась вокруг параметров проекта бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, межбюджетных отношений и совершенствования бюджетного и налогового законодательства.

Приветствуя собравшихся, В. Г. Шаповалов, первый заместитель председателя правительства Ставропольского края — министр финансов, отметил, что главное финансовое ведомство страны своевременно рассматривает многие актуальные для регионов проблемы. Тем не менее еще множество аспектов проводимой финансовой политики нуждается в разъяснениях и комментариях. Так, вопросы возникают по технологии формирования программного бюджета, совершенствованию государственного финансового контроля и другим новациям бюджетной политики. Выступающий выразил надежду, что подобные встречи помогут снять многие вопросы, стоящие сегодня перед субъектами РФ.

Параметры бюджета-2012

Выступление Н. С. Максимовой, члена Комитета Госдумы по бюджету и налогам, председателя совета Сообщества финансистов России, было посвящено проекту федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. Бюджет, и финансисты понимают это как никто другой, должен отвечать требованиям, обеспечивающим экономическую и социальную стабильность в каждом регионе и в стране в целом. По словам выступающей, бюджет 2012 года соответствует данным требованиям. Основное место в новом бюджете отведено социальной политике и исполнению обязательств и расходных полномочий, связанных с этой сферой и принятых на федеральном уровне.

Вторым по значимости направлением можно назвать модернизацию российской экономики. Сегодня продолжается процесс по выходу страны из кризиса и нужны немалые средства для того, чтобы достигнуть роста экономики хотя бы уровня 2008 года. Большое внимание в проекте нового бюджета уделяется и укреплению безопасности, оборонной способности нашей страны и, конечно же, обеспечению макроэкономической стабильности по всем направлениям.

По словам Н. С. Максимовой, доходная часть бюджета-2012 планируется в размере 11,8 трлн руб. Если данный параметр рассматривать в отношении к ВВП, то наблюдается некоторое снижение по сравнению с 2011 годом — 20,9 % ВВП в текущем году и 20,1 % ВВП в 2012 году. Вместе с тем расходы в текущем году составили 20,9 % ВВП, а в 2012 году планируются в размере 21,6 % ВВП, или 12,7 трлн руб.

Известно, насколько серьезно инфляция влияет на экономический и социальный климат в стране, поэтому, как отметила депутат, меры по снижению инфляции имеют ключевое значение. В 2012 году инфляция прогнозируется в размере 5–6 %. По мнению Н. С. Максимовой, принятая при формировании бюджета цена на нефть в 100 долл. — это серьезная заявка на предстоящий год, поскольку пик цен на нефть пройден и ожидать роста не приходится. По оценке экспертов, не стоит рассчитывать и на увеличение нефтедобычи, в лучшем случае оно может составить 1–2 %. В связи с этим прирост ВВП придется обеспечить за счет других отраслей народного хозяйства, что в настоящей ситуации достаточно трудная задача.

Межбюджетные отношения в свете нового бюджета

Вопрос о том, как будут строиться межбюджетные отношения в свете нового бюджета, — один из самых злободневных для всех субъектов РФ. В проекте бюджета на 2012 год на все виды поддержки (дотации, субсидии, субвенции, иные бюджетные трансферты) регионов планируется выделить 1,3 трлн руб., что составляет 86,9 % к уровню 2011 года.

Так, объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в субъектах РФ остался на уровне предыдущих лет — 397 млрд руб. При этом сумма дотаций на сбалансированность по сравнению с прошлым годом существенно снижена. Снижение произошло в том числе за счет сокращения дотации, которая предоставлялась субъектам в связи с компенсацией централизации НДПИ на федеральном уровне, дотации, предоставляемой субъектам РФ для поддержки сельхозпроизводителей (мясо птицы, свинины, яиц) и т. д. Кроме того, сокращены резервы на финансирование возможных расходов по исполнению отдельных поручений Президента и Правительства РФ.

Определенные изменения коснулись и субсидий. В частности, сокращен не только объем средств по отдельным субсидиям, но и их общее количество с 104 до 94. Так, в частности, отменена субсидия на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, на капитальный и текущий ремонт автодорог общего пользования и т. д. Объем средств в первую очередь уменьшен по субсидии на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в субъектах РФ.

В качестве «компенсации» недополученных средств финансовой поддержки субъектам РФ предлагаются бюджетные кредиты из федерального бюджета. В связи с этим в проекте главного финансового документа на 2012 год сумма на бюджетные кредиты увеличена до 105 млрд руб. Кредиты будут предоставляться на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений (8 млрд руб.), ликвидацию последствий стихийных бедствий и техногенных аварий, кассовый разрыв, частичное покрытие дефицита региональных бюджетов (97 млрд руб.).

По словам Н. С. Максимовой, обсуждался вопрос и о кредитах, которые были выданы на строительство и ремонт автодорог, кассовый разрыв и т. д. в период кризиса. Как сообщила выступающая, часть из 97 млрд руб. пойдет на реструктуризацию ранее выданных бюджетных кредитов, но уже по 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Учитывая данный факт, депутат призвала собравшихся оценить возможность погашения взятых кредитов. Таким образом, все сказанное Н. С. Максимовой по поводу межбюджетных отношений свидетельствует о том, что вопрос о сокращении бюджетных расходов остается для субъектов Федерации жизненно важным.

Регионы высказывают обеспокоенность

В то время когда на региональные бюджеты легла серьезная нагрузка, связанная с повышением заработной платы бюджетникам, сокращение финансовой поддержки из федерального бюджета вызвало сильную обеспокоенность участников заседания. Как отметил А. С. Кацуба, заместитель председателя правительства Хабаровского края — министр финансов, решение руководства страны об увеличении заработной платы бюджетникам — тяжелое бремя для бюджетов территорий. Вместе с тем не выполнить данное решение субъекты РФ не имеют права. По мнению выступающего, предложение центра закрывать дефицит средств на повышение заработной платы бюджетникам с помощью бюджетных кредитов — не самый лучший способ решения проблемы. Бюджеты субъектов и так в значительной степени обременены и бюджетными, и банковскими кредитами, констатировал выступающий. Такое положение дел, по мнению финансиста, губительно для региональных бюджетов. В связи с этим необходимо принимать серьезные и своевременные меры по сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

Позицию коллеги по поводу сложившейся ситуации по сбалансированности бюджетов поддержал и И. А. Перонко, заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края, руководитель департамента по финансам, бюджету и контролю. В частности, он отметил, что, несмотря на достаточно устойчивое финансовое и экономическое состояние Краснодарского края (в частности, рост собственных доходов на 2012 год запланирован в районе 15 %), дефицит краевого бюджета составляет около 12,7 млрд руб. Эта ситуация показательно демонстрирует, что сегодня крайне необходимо вносить серьезные коррективы во взаимоотношения Федерации и субъектов.

Чтобы сегодня ни говорилось о децентрализации, политика федерального центра остается направленной на централизацию. Интересную статистику в своем выступлении привела В. Г. Щербина, заместитель председателя правительства — министр финансов Амурской области. Так, по данным статистики, темп роста налоговых доходов на федеральном уровне существенно опережает рост основных макроэкономических показателей. Однако это не означает, что федеральный бюджет берет на себя большую ответственность за предоставление гражданам страны бюджетных услуг. Напротив, расходы федерального бюджета на эти цели отстают от показателей консолидированного бюджета. За период 2002–2009 годов расходы федерального бюджета на социально-культурные мероприятия увеличились на 64 %, а консолидированного бюджета РФ — на 414,5 %. Цифры говорят сами за себя!

Еще одну не менее злободневную для субъектов РФ тему затронула в своем выступлении В. Н. Артамонова, заместитель начальника департамента финансов Вологодской области, а именно разграничение расходных полномочий. В частности, по мнению выступающей, в основу данных взаимоотношений должны быть положены три принципа: сбалансированность бюджетов, стабильность доходных и расходных полномочий, эффективное выполнение полномочий тем или иным уровнем власти (подробное выступление на эту тему мы опубликуем в одном из ближайших номеров журнала «Бюджет»).

Налоги и сборы

О действующих положениях законодательства о налогах и сборах и тех изменениях, которые предполагаются к принятию в ближайшее время в данной сфере, рассказал С. В. Разгулин, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России. Он обратил внимание присутствующих на законопроект, который вводит пониженные ставки по налогу на прибыль для резидентов особых экономических зон. В статье 284 Налогового кодекса указано, что субъекты РФ своими законами для резидентов особых экономических зон могут устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль, которая при этом не должна быть ниже 13,5 %. Рассматриваемый законопроект предполагает снятие такого ограничения. Законом субъекта может быть установлена любая ставка вплоть до нуля в той части налога на прибыль, которая зачисляется в бюджет региона. При этом на федеральном уровне предполагается до 2023 года обнулить ставки налога на прибыль для резидентов технико-внедренческих зон и организаций, являющихся резидентами особой экономической зоны, расположенной на территории туристического кластера, входящего в состав Северо-Кавказского федерального округа, Республики Адыгея и Краснодарского края. Также для резидентов этого туристического кластера предполагается установить налоговую льготу и по налогу на имущество.

В заседании приняли участие С. А. Карчевская, заместитель председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В обсуждении затронутых на заседании вопросов приняли участие А. П. Грузнов, заместитель председателя правительства Ивановской области, начальник департамента финансов, А. П. Федоров, заместитель губернатора Ярославской области — директор департамента финансов, Л. А. Калинченко, первый заместитель министра финансов Ставропольского края, А. М. Калабеков, заместитель министра Кабардино-Балкарской Республики, В. Ю. Бородулин, заместитель министра финансов Ростовской области, и др.

Спонсором мероприятия выступил СМП Банк.

Поделиться