Бюджетная политика — 28 декабря 2011

Регионам придется увеличить расходы на моногорода

Версия для печати 1169 Материалы по теме
Регионам придется увеличить расходы на моногорода

моногорода
С 2012 года регионам будет сложнее получать деньги из федерального бюджета на строительство инженерных сетей и дорог в моногородах. Государство будет оплачивать лишь половину стоимости объектов. Другую придется искать самим.

На господдержку моногородов по линии различных федеральных ведомств уже потратили несколько десятков миллиардов рублей. В 35 таких городах сейчас реализуется 184 инвестпроекта — там строят новые производства, чтобы местная экономика, а вместе с ней и жители перестали зависеть от одного предприятия.

Практически во всех городах инфраструктура, которую делали за бюджетные деньги, уже готова. Подкачали только печально известный город Пикалево в Ленинградской области и Ревда — в Мурманской. Там работа затянулась. Хотя, как пояснил «РГ» источник в минрегионе, ситуация не критическая. Здесь просто дважды пришлось менять площадки, запланированные под новые объекты.

Всего в России 335 моногородов — по крайней мере, такова версия минрегиона. «Особенно тревожная ситуация где-то процентов в пяти из них, — комментирует „РГ“ ведущий эксперт Института экономики города Роман Попов. — Но нет никакой гарантии, что это соотношение в будущем не изменится. Все моногорода изначально проблемные: узкая специализация экономики — всегда угроза для развития, даже если на градообразующем предприятии пока все в порядке».

Моногорода — это не только российская головная боль, напоминает эксперт. С ней сталкивались во многих странах мира, и в одних случаях меры поддержки были эффективными, а в других результата добиться так и не удалось. К примеру, Питсбург и Детройт в США — «стальной» гигант и центр автомобилестроения. У обоих были похожие трудности, но Питсбург из моногорода превратился в центр корпоративного управления и культуры. А Детройт до сих пор пребывает в депрессии.

«Российская специфика в количестве моногородов, а также в их размерах, поэтому многие схемы, которые использовались на Западе, у нас потребуют более внушительных ресурсов, — считает Попов. — Подход, выбранный в России, в принципе верный: давать деньги только под проекты, которые способствуют диверсификации экономики. Но минус в том, что для всех моногородов используется единая схема, тогда как они — очень разные».

По словам эксперта, это видно даже по тому, как они готовили комплексные инвестиционные планы (КИПы), — под них как раз и выделяются деньги из федерального бюджета. «Для некоторых моногородов это стало серьезной проблемой, — говорит Попов. — Поэтому они просто брали уже разработанные стратегии, добавляли несколько слов, переименовывали и выдавали за новый план. Ведь установку, спущенную сверху — срочно сдать планы, — надо было выполнять. Негибкость политики в этом вопросе сыграла негативную роль».

Однако в минрегионе надеются, что моногорода все-таки получится привести в чувство. По данным ведомства, на каждый рубль вложенных в них федеральных денег уже удалось привлечь пять рублей средств частных инвесторов. Заместитель генерального директора Международного института развития регионов Олег Столяров считает, что моногорода не обязательно «отвязывать» от ключевых предприятий. Достаточно сделать так, чтобы они работали стабильно и без перебоев, пояснил он. Деньги, которые сейчас выделяются на поддержку моногородов, нужно использовать для того, чтобы поставить эти предприятия на ноги, уверен эксперт. Тогда удастся сохранить и производства, и рабочие места, и экономику моногородов.

Поделиться