Версия для печати 6019 Материалы по теме
Межбюджетная политика: перспективы развития

артамонова
В настоящее время политическая и административная ответственность региональных властей за благополучие жителей регионов значительно усилена, что вызывает необходимость пересмотра имеющихся у регионов полномочий, в частности их децентрализацию. Валентина Николаевна АРТАМОНОВА, заместитель начальника департамента финансов Вологодской области

Для движения в сторону достижения "баланса полномочий, позволяющего в лучшей степени помогать решению социально-экономических проблем«1, необходимо наделить субъекты РФ новыми «собственными» полномочиями за счет передачи некоторых полномочий из федерального центра с передачей соответствующих финансовых ресурсов для их исполнения. В связи с тем, что наиболее важным для населения регионов и страны в целом является обеспечение безопасных условий жизни, представляется необходимым наделить органы исполнительной государственной власти субъектов дополнительными полномочиями в данной сфере.

Обеспечение безопасности населения

Регионы, в частности, необходимо наделить «собственными» полномочиями в сфере предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопроса по предупреждению ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, ликвидации их последствия (подп. 5.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ). В соответствии со ст. 21 Закона № 184‑ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта, осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем ст. 14, 15, 16 Закона № 131-ФЗ установлено, что организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения, а полномочия органов местного самоуправления осуществляются ими самостоятельно (ст. 17). Между тем на территориях субъектов РФ возникают «очаги» напряженности, связанные с обеспечением требуемого качества жизни населения. А действующее законодательство не предусматривает механизмов, позволяющих регионам активно решать данные вопросы. Таким образом, субъекту необходимо право для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления в случае предотвращения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения.

Еще один актуальный вопрос в сфере обеспечения безопасности населения — противопожарная безопасность. Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69‑ФЗ «О пожарной безопасности» не раскрыты принципы, по которым осуществляется разделение компетенции федеральной и региональной противопожарной службы по тушению пожаров в населенных пунктах. На практике подразделения противопожарной службы федерального и регионального уровней осуществляют тушение пожаров в населенных пунктах, но в условиях неопределенности полномочий нельзя отрицать возможность несогласованности действий между структурами противопожарной службы. Необходимо определить критерии, в соответствии с которыми в населенных пунктах создаются подразделения федеральной или региональной противопожарной службы. Такими критериями могут быть, например, наличие в населенном пункте определенных объектов, количество жителей. Исправить ситуацию помогут изменения в Закон № 69-ФЗ, определяющие критерии, в соответствии с которыми в населенных пунктах могут создаваться подразделения федеральной или региональной противопожарной службы.

Регионам нужны теле- и радиоканалы

Современные условия требуют широкого освещения среди населения различных вопросов деятельности органов государственной власти субъектов РФ. Для этого региону требуется расширение «собственных» полномочий по учреждению средств массовой информации (не только печатных, но и электронных, радио-, телевизионных и т. д). Действующее законодательство предусматривает полномочие органов исполнительной государственной власти субъектов РФ по учреждению только печатного средства массовой информации для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, иной официальной информации. Вместе с тем Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149‑ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» устанавливает перечень сведений, в том числе о деятельности органов государственной власти, доступ к которым не может быть ограничен.

Принятие многих управленческих решений и корректировка действующих механизмов управления требуют учитывать мнение различных социальных групп. В связи с проведением административной реформы в органах исполнительной государственной власти требуется внедрение механизмов публичной отчетности органов власти перед общественностью, в том числе посредством проведения публичного обсуждения проектов нормативных документов. Это с одной стороны. С другой — печатные издания являются не столь оперативным

источником массовой информации, как телевидение и (или) радиоканалы. В последнее время падение спроса на печатные СМИ среди массового читателя диктует необходимость использования иных источников массовой информации. Кроме того, использование печатных СМИ не дает возможности установить достаточно оперативной обратной связи с потребителями массовой информации. При этом общественность остается в стороне от обсуждения актуальных вопросов, входящих в компетенцию органов власти регионов.

Отсутствие собственных региональных телевизионных и радиоканалов не позволяет в полной мере реализовать схему обратной связи между исполнителями и потенциальными получателями государственных функций и услуг. Имеющиеся местные электронные СМИ регионов (принадлежащие частным владельцам) не отвечают признакам массовости, ограничиваясь пределами отдельных муниципальных образований, и часто предпочитают наполнять эфир теми программами, которые не носят политической, экономической и иной официальной нагрузки. В таких условиях выполнение задач по повышению информационной открытости органов государственной власти субъектов РФ невозможно без использования собственных региональных электронных средств массовой информации.

Новые полномочия для исполнения имеющихся

В настоящее время есть ряд полномочий, которые исполняются органами государственной власти федерального уровня и которые для наиболее эффективного их исполнения целесообразно передать региональным властям с передачей соответствующих финансовых ресурсов. Также существует необходимость в передаче на исполнение субъектам РФ федеральных полномочий (с их финансовым обеспечением), в настоящее время не установленных действующим законодательством, но необходимых для эффективного исполнения переданных полномочий. К ним относятся:

полномочие по тушению пожаров, возникающих не на землях лесного фонда (торфяниках, полях, населенных пунктах) в случае, если такие пожары угрожают пожарной безопасности лесного фонда. Органы власти субъекта РФ, исполняющие переданные полномочия в сфере лесных отношений, вынуждены ликвидировать пожары на смежных с лесным фондом территориях, затраты финансовых средств на такие мероприятия носят нецелевой характер, поскольку данное полномочие законодательно не установлено;

в сфере лесных отношений полномочия по отнесению лесов к ценным лесам, выделению особо защитных участков лесов и установлению их границ; по установлению порядка предоставления древесины лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока; по определению нормативов и ставок заготовки новогодних елей гражданами для собственных нужд на основании договора купли-продажи; по приостановлению лесопользования предприятиями и индивидуальными предпринимателями, имеющими задолженность по договорам аренды лесных участков и договорам купли-продажи лесных насаждений; по контролю за целевым использованием гражданами заготовленной древесины для собственных нужд; по реализации не вывезенной лесопользователями с мест рубок в течение установленного срока или самовольно срубленной (секвестрованной) древесины;

в сфере организации и проведения государственной экологической экспертизы полномочия по проведению экспертизы в отношении проектов создания новых мест погребения, реконструкции действующих мест погребения; материалов, обосновывающих объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гиб­ридизации этих объектов. Проведение данных экспертиз установлено федеральным законодательством, но полномочие субъектам не передано.

Права субъекту на ограничение

Следующая проблема, на которой хотелось бы акцентировать внимание, — право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. В соответствии со ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1

«Об образовании» (в редакции от 18 июля 2011 г.) педагогические работники пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). При этом размер общей площади жилья на федеральном уровне не ограничен, в связи с чем данная категория граждан освобождена от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления. Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122‑ФЗ установлено, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Нормативные правовые акты в Вологодской области по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, приняты с соблюдением норм федерального законодательства, то есть объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, не снижен.

Средний размер ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения составил в 2011 году 1,3 тыс. руб. При этом максимальный размер в некоторых районах области составляет от 5 тыс. до 12 тыс. руб. в месяц, а в отдельных случаях доходит до 18 тыс. руб. Размер занимаемой площади, который учитывается при расчете компенсации, в ряде случаев превышает 100 кв. м, а в отдельных случаях составляет около 300 кв. м. Получателями мер социальной поддержки является свыше 12 тыс. человек. Таким образом, расходы областного бюджета в 2011 году на обеспечение компенсаций составили 200 млн руб.

В связи с переходом к рыночным отношениям в экономике механизм реализации для названных категорий граждан такой льготы требует соответствующих преобразований. Учитывая, что принятые решения по доведению средней заработной платы педагогических работников до средней заработной платы в экономике субъекта (в Вологодской области она составила в I квартале 2011 года 19 тыс. руб.) обойдутся областному бюджету в 400 млн руб., предлагаем рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее федеральное законодательство, предусматривающих предоставление права субъектам устанавливать ограничения размеров возмещения расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.

Социальная поддержка реабилитированных — задача Федерации

Как известно, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (в редакции от 19 июля 2011 г.) расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, отнесены к расходным обязательствам субъектов РФ. Расходы областного бюджета на предоставление указанных мер оцениваются в текущем году в объеме 45 млн руб. Считаем, что обеспечение мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, должно относиться к расходным обязательствам Федерации. Поэтому предлагаем внести изменения в Федеральный закон от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции от 1 июля 2011 г.) в части отнесения к расходным обязательствам Федерации обеспечение мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.

Регистрационный учет граждан: быть или не быть?

Отдельными федеральными законами за органами местного самоуправления закреплены полномочия, которые не подпадают под перечень вопросов местного значения, установленных Законом № 131-ФЗ. Например, на органы местного самоуправления поселений возложена обязанность по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в населенных пунктах, где отсутствуют территориальные органы Федеральной миграционной службы. В то же время ведение регистрационного учета граждан является полномочием Федерации.

Согласно ст. 19 Закона № 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Однако субвенции из федерального бюджета органам местного самоуправления поселений на осуществление полномочий по ведению регистрационного учета не выделяются. Поэтому органы местного самоуправления поселений на выполнение регистрационного учета вынуждены отвлекать собственные средства местных бюджетов, что является нарушением требований Бюджетного кодекса и Закона № 131-ФЗ.

И такая ситуация продлится до 2014 года. В соответствии с внесенными изменениями в Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5241-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» с 1 января 2014 года регистрационный учет граждан будут вести исключительно территориальные органы Федеральной миграционной службы. Вместе с тем необходимо обратить внимание и на то, что подразделения Федеральной миграционной службы расположены в районных центрах, вдалеке от большинства сельских поселений. Это приведет к тому, что неминуемо возникнут сложности по регистрационному учету жителей отдаленных от районного центра сельских поселений. Во избежание таких сложностей целесообразно наделить органы местного самоуправления поселений отдельным государственным полномочием по регистрационному учету граждан в населенных пунктах, где отсутствуют территориальные органы Федеральной миграционной службы, и предусмотреть финансовое обеспечение переданного государственного полномочия в форме субвенции из федерального бюджета.

Полномочия, которые необходимо поделить

В настоящее время остается законодательно неурегулированным вопрос по наделению органов местного само­управления полномочием по созданию и содержанию единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Обязанность по созданию данных служб постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» возложена на органы местного самоуправления. Указом Президента РФ от 28 декабря 2010 г. № 1632 органам местного самоуправления рекомендовано завершить работу по созданию единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований до 31 декабря 2012 года.

По нашей оценке, единовременные расходы на создание единых дежурно-диспетчерских служб муниципального образования составят 42 млн руб., ежегодное содержание обойдется еще в 84 млн руб. Такие расходы не для всех муниципалитетов по карману. В связи этим предлагаем:

  • внести изменения в Закон № 131-ФЗ, закрепив за городскими округами и муниципальными районами полномочие по созданию и содержанию единых дежурно-диспетчерских служб;
  • одновременно внести изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», дополнив полномочия органов местного самоуправления полномочием городских округов и муниципальных районов по созданию и содержанию единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.

Требует решения на федеральном уровне и вопрос о передаче с уровня поселения на уровень муниципального района полномочий по созданию, содержанию и организации аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований. Излишне говорить о том, что содержание профессиональных аварийно-спасательных подразделений требует значительных финансовых затрат и профессионально подготовленных кадров. Учитывая ограниченность доходной базы местных бюджетов поселений, а также сложность при укомплектовании штатов аварийно-спасательных подразделений поселений специалистами, прошедшими соответствующую подготовку, реализация данного полномочия на уровне поселения практически нереальна. Передача указанных полномочий на уровень муниципальных районов позволит объединить возможности по созданию мобильных, аттестованных согласно установленныму законодательству профессиональных аварийно-спасательных подразделений. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в Закон № 131-ФЗ.

Проблема разделения между поселением и муниципальным районом полномочий в области организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера также требует решения на федеральном уровне. Законом № 131-ФЗ «данное полномочие одновременно отнесено к вопросам местного значения поселения и вопросам местного значения муниципального района». Федеральными законами от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определены общие для всех видов муниципальных образований полномочия в указанных сферах деятельности. По нашему мнению, необходимо разграничить полномочия органов местного самоуправления в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципальных районов. В связи с чем требуется внести изменения в данные федеральные законы в части разграничения полномочий между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципальных районов.

Поделиться