Прежде всего речь идет о стоимости строительства объекта и сроках ввода его в эксплуатацию. Качество услуг, как правило, выше у частного партнера, поскольку их уровень закреплен в соответствующих соглашениях с публичным партнером, в то время как государственные органы склонны к экономии на качестве услуг в случае недостатка у них необходимых средств.
Есть целый ряд навыков, необходимых для успешной реализации проектов ГЧП. Как правило, успешные проекты обеспечивают государственные органы, нанимающие специалистов в юридической, технической и финансовых областях, и у этих людей должен быть не только опыт в сопровождении проектов, но и опыт работы в конкретной отрасли. В государственном секторе специалисты должны иметь хорошее представление о том, как реализуются ГЧП-проекты. Кроме того, им нужно уметь сотрудничать с внешними консультантами.
Сегодня ГЧП-проекты уже реализуются в России (дороги М1 и М2, Пулковский аэропорт и т. д.). Однако ощущается кадровый дефицит в государственных органах и частном секторе. Существенной проблемой является отсутствие четкой государственной политики в отношении ГЧП и нормативно-правового регулирования. Плохой кредитный рейтинг многих российских регионов также препятствует росту числа проектов.
Начинать развитие ГЧП в отдельно взятой стране нужно с разработки комплексной программы развития в стране государственно-частного партнерства. Одиночные проекты при этом могут быть осуществлены и без нее, лишь на основе соглашения о государственно-частном партнерстве. Однако, если стоит задача реализовать значительное число проектов, то следует сделать как минимум следующее. Во-первых, должна присутствовать политическая воля. Без нее органы исполнительной власти (на региональном или муниципальном уровне), непосредственно вовлеченные в процесс подготовки ГЧП-проекта, не будут достаточно мотивированы, чтобы довести этот проект до стадии реализации. Политическая воля — это наличие государственной политики в области ГЧП, утвержденной правительством страны, которое тем самым демонстрирует свою заинтересованность в государственно-частном партнерстве и указывает нижестоящим властям направление движения. Необходимо законодательство, разработанное в рамках государственной политики в области государственно-частного партнерства. Многие страны принимают подобные законы. При этом они должны носить диспозитивный, а не ограничительный характер.
Кроме того, требуется изменение нормативно-правовой базы в сторону прозрачности и ясности полномочий органов исполнительной власти. Нередко бывает так, что эти полномочия расплывчаты, а зачастую чрезмерны. В ряде секторов экономики необходимо изменить тарифную политику, поскольку существующие тарифы занижены и не соответствуют реальной стоимости оказываемых услуг. Было бы замечательно разработать типовую документацию для реализации проектов государственно-частного партнерства, которая бы удовлетворяла требованиям всех участников рынка. Порядок осуществления проектов должен быть понятным и четким. Я бы также рекомендовал создать орган, ответственный за развитие государственно-частного партнерства в стране, при одном из министерств. Как вариант — при министерстве финансов.
Есть и другие, более общие условия для начала реализации ГЧП-проектов. Например, насколько легко зарегистрировать компанию? Возможен ли перевод прибыли за границу? Есть ли в стране банки, участвовавшие в финансировании долгосрочных проектов? Не было ли случаев экспроприации собственности со стороны государства? Каков уровень коррупции? Все перечисленное выше лишь небольшой список общих требований, необходимых для эффективного использования ГЧП.