Продолжая заниматься привлечением частных инвестиций на нужды страны, правительство добралось до основ такой формы взаимодействия, как государственно-частное партнерство. Длительное время министерства и ведомства никак не могли согласовать все тонкости документа, но в итоге разногласия были сняты. «Мы хотим ввести единые правила и стандарты на федеральном уровне, — напомнил премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая правительственное заседание. — Надеемся, что этот закон запустит механизмы государственно-частного партнерства не на словах, а на деле, а это на самом деле — наше будущее».
— Задача — расширить возможности для совместной работы государства и бизнеса и создать условия для инвестирования в долгосрочные инфраструктурные проекты, — заявил глава правительства.
Интерес к такому сотрудничеству есть, особенно в регионах, где зачастую не хватает собственных средств для строительства тех же социальных объектов. А бизнес, между тем, готов помогать. «Но в ситуации, когда два партнера — публичный и частный — готовы эти соглашения заключать, инструментария, который бы регулировал эти отношения, не существует», — объяснил после заседания замминистра экономического развития Сергей Беляков имеющийся законодательный тупик.
Регионы самостоятельно пытались регулировать основы государственно-частного партнерства. В 69 регионах приняли свое законодательство, но, рассказал глава минэкономразвития Андрей Белоусов, ко многим из них вопросы возникли у прокуратуры, которая вышла с требованиями отмены законов.
Чтобы все вопросы были сняты, аналогичное законодательство должно было появиться и на федеральном уровне, но еще полгода назад у минэкономразвития по законопроекту было много разногласий с минфином, с минюстом и даже с Федеральной антимонопольной службой. «Коллеги из антимонопольной службы высказывали опасения по поводу того, что реализация соглашений по этому закону приведет к отказу от действия норм антимонопольного законодательства, в первую очередь от
В споры ведомств в какое-то время пришлось вмешаться даже президенту, указавшему на данный законопроект как на один из значимых для повышения инвестиционной активности. «И сегодня мы пришли — честно скажу, несколько неожиданно для меня — к финалу на площадке правительства», — заявил глава минэкономразвития.
Кроме того, правительство продолжило заниматься утверждением государственных программ. Когда разговор зашел о программе «Развитие внешнеэкономической деятельности», вновь зазвучали дискуссии об эффективности и будущем российских торговых представительств за рубежом.
— Государственное регулирование этой сферы (внешнеэкономической деятельности. — Прим. «РГ») должно обеспечивать конкурентные условия для наших экспортеров и наших инвесторов, учитывать и глобальные интеграционные процессы, и формирование новых региональных рынков, — подчеркнул Дмитрий Медведев. — Важно эффективно использовать все имеющиеся ресурсы, включая возможности федеральных министерств, их зарубежных представительств, деловых кругов и профессиональных ассоциаций.
В эффективности одного из ресурсов — торгпредств — усомнился вице-премьер Дмитрий Рогозин. «Министерство иностранных дел у нас координирует деятельность министерств и ведомств за рубежом, является главным ответственным по этому вопросу, но зачастую послы Российской Федерации имеют довольно-таки слабое представление о том, чем занимаются торговые представители Российской Федерации за рубежом», — заявил он. Координация здесь оставляет желать лучшего. Поэтому Рогозин поставил вопрос ребром — подумать о передаче функций в посольства на уровень, к примеру, экономических отделов.
— Сергей Викторович, нужны торгпредства или нет? Или МИДом обойдемся? — обратился премьер к министру иностранных дел Лаврову.
— Это вопрос политического выбора, — ответил тот.
Ранее в рамках расширенной коллегии минэкономразвития, в которой в том числе принимали участие и представители МИДа, вопрос о будущем торгпредств поднимался. Тогда же, напомнил первый вице-премьер Игорь Шувалов, минэкономразвития предложило новую концепцию поддержки и развития по некоторым новым направлениям и проектной работы этих торгпредств. «Часть сотрудников будет сокращена, переведена, передислоцирована, и мы договорились так, что мы в этой новой конфигурации попытаемся поработать», — рассказал Шувалов.
— Надеюсь, что будут увидены конкретные результаты. Если этих результатов не будет, то мы вернемся к тому, чтобы это приближать в сторону министерства иностранных дел, — заявил первый вице-премьер. — Но Андрей Рэмович (Белоусов. — Прим. «РГ») просил, и я считаю, что и здесь его также надо поддержать, с тем чтобы дать возможность работать по проектам с крупнейшими нашими товаропроизводителями и продвигать продукцию на рынках других государств.
Дмитрий Медведев тоже высказался против моментальных радикальных решений, поддержав соображения минэкономразвития, что где-то торгпредства не нужны, а вот в странах СНГ они вполне оправдывают свое существование. «Давайте посмотрим, во что это выльется, — предложил премьер. — Через какое-то время просто нужно будет рассмотреть саму структуру торгпредств и понять, какой степени модернизации она подверглась, и тогда уже окончательно определиться, какова ее дальнейшая судьба».
Кроме того, правительство утвердило госпрограмму «Энергоэффективность и развитие энергетики».
Кстати
Дмитрий Медведев принял участие в церемонии начала отсчета года до старта XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. «Любая победа паралимпийцев идет в копилку спортивных достижений человечества, поэтому нам еще предстоит за этот год довести нашу подготовку до необходимого уровня, — заявил глава правительства. — Но тем не менее я уверен, что ровно через год, когда откроются XI зимние Паралимпийские игры в Сочи, все спортсмены будут на пике формы, а подготовка к этим спортивным состязаниям будет на самом высоком уровне».