Версия для печати 3511 Материалы по теме
Законодательная база для развития контрактной системы сформирована, но она нуждается в доработке
Сложности и преимущества контрактной системы

В февральском номере журнала «Бюджет» опубликовано интервью Валерия Викторовича Бахина, председателя Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области. Оно посвящено перспективным направлениям развития контрактной системы, проблемам реализации Закона № 44‑ФЗ и опыту работы в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).

Мы публикуем часть материала, посвященную пробелам в законодательстве о госзакупках и субъективности оценки.

Материал опубликован в январском номере журнала «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

— На ваш взгляд, какие пробелы в законодательстве о контрактной системе нужно оперативно устранять?

— На сегодняшний день можно утверждать, что законодательная база для развития контрактной системы сформирована, но она нуждается в доработке, которую необходимо вести с учетом мнений непосредственных участников контрактной системы. Это во-первых.

Во-вторых, ключевой проблемой сегодняшних закупок является демпинг. Несмотря на статью 37 Закона № 44‑ФЗ, которая прописывает антидемпинговые меры в сфере госзакупок, необоснованное снижение цен участниками закупок по-прежнему остается крайне актуальной проблемой как для заказчиков, так и для добросовестных участников рынка. На данный момент в законодательстве действуют два антидемпинговых барьера — обеспечение контракта и подтверждение добросовестности участника закупки. К сожалению, ни один из этих барь­еров не может в полной мере защитить рынок от необоснованного снижения цен. Дополнительное финансовое обеспечение заявки, позволяющее значительно снижат­ь цену, как правило, не является проблемой для участников закупок, особенно если закупка крупная и в значительной мере перекрывает сумму обеспечения.

Третьей проблемой, требующей разрешения, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации, является поддержка местных производителей. Объективно для региональной экономики очень важно поддержать именно своих, местных, производителей, которые платят налоги в региональный бюджет, создают рабочие места, решают многие другие социальные задачи. Но при этом законодательство о контрактной системе не дает возможности создать для них преференции при проведении закупок. Следовательно, на федеральном уровне необходимо создать эффективный экономический механизм поддержки местного товаропроизводителя, который должен включать в себя обеспечение участия местных товаропроизводителей в закупках на поставку продукции для нужд регионов России. Например, законодательно закрепить возможность формирования субъектами РФ перечня товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, при закупке которых предоставляются преимущества местным товаропроизводителям.

— Одной из проблем применения Закона № 44‑ФЗ некоторые эксперты называют субъективизм оценки конкурсных заявок. Вы разделяете их мнение?

— Пожалуй, нет. Согласно Закону № 44‑ФЗ конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок. Правилами оценки заявок предусмотрены стоимостные и нестоимостные критерии оценки. К стоимостным критериям оценки относятся цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, стоимость жизненного цикла товара (объекта), то есть критерии, предусматривающие конкретное значение в рублях. Соответственно, проявить субъективизм в оценке заявок по таким критериям невозможно.

Что касается нестоимостных критериев оценки, то следует отметить, что в конкурсной документации могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг. Так, заказчики Волгоградской области для выявления лучших условий исполнения контракта в конкурсной документации устанавливают:

  • предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
  • зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (показателям критерия) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
  • пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию «квалификация участников закупки» (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.

Также мы разработали инструкцию по заполнению заявки, позволяющую участникам закупки определить, какие именно сведения они должны описать и предоставить для оценки конкурсной комиссией. Например, в случае установления в конкурсной документации показателя «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» критерия «квалификация участников закупки» заказчик раскрывает его содержание, определяя сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг и предмета осуществляемой закупки. В том числе указывает соответствующие единицы измерения. Таким образом, при грамотно разработанной документации у конкурсной комиссии нет возможности произвести необъективную оценку заявок участников конкурса.

Более того, любой участник конкурса может заранее (исходя из размещенной конкурсной документации) определить, какое количество баллов он получит на этапе оценки заявок на участие в конкурсе.

Поделиться