№ 8 август 2022 — 22 августа 2022

Новое в оценке эффективности деятельности органов власти (продолжение)

Версия для печати 664 Материалы по теме
Новое в оценке эффективности деятельности  органов власти (продолжение)

Обновление федеральных подходов к проведению оценки эффективности деятельности региональных органов власти вызвало необходимость внесения изменений в методики расчета показателей. Продолжая анализировать новации, рассмотрим изменения в расчете показателей, дополнительные показатели оценки, предлагаемые для использования, а также инструменты, которые позволят обеспечить их достижение.

Наталья Александровна БУЯНОВА, ведущий консультант департамента методологии, анализа и консалтинга Компании БФТ

(Часть 1)

Часть 2. Новые подходы к расчету показателей

Постановление Правительства РФ от 4 июня 2022 года № 1024 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 г. № 542» внесло корректировки в методики расчета шести из двадцати показателей для оценки эффективности деятельности губернаторов и региональных органов власти. Речь идет о следующих показателях:

1) «Цифровая зрелость»;

2) «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении»;

3) «Уровень бедности»;

4) «Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи»;

5) «Качество городской среды»;

6) «Качество окружающей среды».

Изменения вступили в силу 15 июня 2022 года и коснулись расчетов показателей как за предыдущие периоды, так и целевых значений на период до 2030 года. Как указывалось в пояснительной записке к проекту постановления, изменения направлены на гармонизацию принципов расчета одноименных показателей, характеризующих достижение национальных целей развития, определенных указом Президента РФ № 474, а также на совершенствование методик расчета.

Уровень использования отечественных ИТ-решений в деятельности госорганов, органов местного самоуправления и организаций в отдельных отраслях отражает показатель «Цифровая зрелость». Для расчета его значения постановлением № 1024 уточнено описание индикаторов, характеризующих достижение данного результата. В отличие от ранее установленного, единого для регионов уровня охвата органов власти цифровыми технологиями теперь цифровая зрелость будет оцениваться с учетом индивидуальных особенностей для каждого субъекта РФ. По итогам оценки достижения целевых значений показателя в 2022–2023 годах значения на следующие годы будут корректироваться.

До 1 сентября текущего года федеральные ведомства (Минздрав России, Минтранс России, Минпросвещения России и Минстрой России) должны обеспечить включение перечня индикаторов соответствующей отрасли, характеризующих достижение показателя «Цифровая зрелость» региональными органами власти и органами местного самоуправления, в стратегические направления в области цифровой трансформации по каждой отрасли[1]. Данные меры связаны с приведением во взаимное соответствие стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, утвержденных Правительством РФ, и региональных стратегий.

В числе изменений, произошедших в методиках расчета по остальным пяти показателям, стоит отметить уточнение оснований, порядка и формул расчета, а также изменения терминологии. Следует выделить существенные изменения в подходах к определению такого показателя, как «Уровень бедности». Теперь данный показатель за отчетный период необходимо рассчитывать как долю численности населения с денежными доходами ниже границы бедности (а не величины прожиточного минимума) в общей численности населения. При этом границы бедности по регионам определяются в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ[2], а не законами субъектов РФ, как это было ранее в отношении величины прожиточного минимума. Также изменено понятие «уровень бедности» применительно к расчету одноименного показателя.

Оценка качества госуслуг. Новации

Методикой расчета показателя «Цифровая зрелость» предусматривается, что органы власти должны достигнуть 100% целевых значений всех индикаторов показателя «Цифровая зрелость» к 2030 году не только в здравоохранении, образовании, городском хозяйстве, строительстве и общественном транспорте, но и в государственном управлении. Индикаторы, характеризующие достижение данного показателя, учитывают значения, связанные с долей предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

В этой связи следует обратить внимание, что в апреле текущего года Правительство РФ утвердило Концепцию перехода к предоставлению абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг 24 часа в сутки 7 дней в неделю[3] (далее — Концепция). Документ предусматривает перевод всех этапов оказания госуслуг в электронный вид до конца 2023 года. Определить перечень таких услуг и план их оптимизации поручено Минэкономразвития России и Минцифры России.

Суть нового подхода заключается в возможности круглосуточного получения населением государственных и муниципальных услуг даже без личного присутствия. Для обеспечения перехода к новым правилам оказания госуслуг субъектам РФ совместно с Минэкономразвития России необходимо обеспечить выполнение ряда мероприятий. В их числе:

  • проведение пилотного проекта по созданию региональных центров оптимизации и разработки проектов описаний целевых состояний госуслуг;
  • разработка и утверждение порядка организации и функционирования региональных центров оптимизации на базе МФЦ;
  • создание региональных центров оптимизации для оказания методической поддержки госуслуг.

Оценка качества проектирования и реализации процессов предоставления госуслуг по-новому будет осуществляться на основании следующих групп показателей:

  • удовлетворенность заявителей с точки зрения затраченного ими времени и усилий для получения конечного результата;
  • объективно измеримые показатели (время, потраченное на обращение о получении государственной или муниципальной услуги, доля отказов в предоставлении государственной или муниципальной услуги, число документов, которое пришлось представлять заявителю, в том числе на бумажном носителе, число контактов с органами власти и организациями, которое потребовалось в жизненной ситуации заявителя).

При этом в качестве результата предоставления услуги Концепцией рассматривается не столько факт ее оказания, сколько достижение конечной цели заявителя. В каждом органе исполнительной власти и органе местного самоуправления должны быть приняты решения об определении должностных лиц, ответственных за качество предоставляемых услуг. Таким образом, публичным органам власти для достижения цифровой зрелости необходимо выполнить обязательные требования, предусмотренные Концепцией, в том числе подготовить унифицированные описания целевых состояний услуг, содержащие направления их оптимизации, необходимые для предоставления в непрерывном режиме.

Планируемые показатели оценки эффективности

Следует учитывать, что утвержденный перечень показателей оценки эффективности деятельности в дальнейшем может быть расширен. Так, во исполнение рекомендации Совета Федерации[4] Росреестром подготовлен проект указа Президента РФ[5], которым предлагается дополнить перечни показателей для оценки эффективности деятельности органов публичной власти новыми показателями, связанными с наполнением Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН) необходимыми сведениями. Перечень таких показателей приведен в таблице.

Таблица. Планируемые дополнительные показатели оценки эффективности деятельности публичных органов власти

Наименование показателя оценки

Применение показателей в оценке

«Полнота информации о земле и недвижимости»

Руководители субъектов РФ

Органы власти субъектов РФ

«Доля объектов недвижимости, в отношении которых проведены мероприятия по выявлению и обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях в установленном статьей 69.1 Федерального закона „О государственной регистрации недвижимости“ порядке, в общем количестве объектов недвижимости, правообладатели которых подлежат выявлению в соответствии со статьей 69.1 Федерального закона „О государственной регистрации недвижимости“»

Органы местного самоуправления
(за исключением органов местного самоуправления на территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)

Мероприятия, направленные на обеспечение полноты и качества сведений в ЕГРН, предусмотрены госпрограммой "Национальная система пространственных данных«[6]. Органы власти субъектов РФ и муниципалитетов заинтересованы в наполнении инфраструктуры пространственных данных, так как это способствует развитию территорий, улучшает предпринимательский климат и, как следствие, повышает налоговый потенциал.

Необходимость обеспечения достижения новых показателей потребует от регионов наличия соответствующих инструментов, которые позволяют обеспечить:

  • комплексный подход к учету объектов недвижимости, позволяющий объединить в единое информационное пространство всех участников процесса управления имущественными и земельными ресурсами на уровне региона;
  • использование единых стандартов и общепринятых форматов взаимодействия всех участников в процессе управления и распоряжения публичным имуществом;
  • рост налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты, благодаря повышению эффективности управления имуществом и наполнению ЕГРН достоверными сведениями.

Использование возможностей информационных систем на региональном и муниципальном уровнях по этим направлениям позволяет не только снизить риски потери данных, но и сократить трудоемкость и повысить результативность проводимой работы. Примером такой автоматизации является разработанная БФТ-Холдингом комплексная система «БФТ.Имущество», позволяющая упростить процессы учета и управления имуществом публично-правовых образований. Решение включено в реестр российского программного обеспечения, что соответствует требованиям показателя «Цифровая зрелость».

В рамках развития данного решения разработана новая подсистема, которая предназначена для автоматизации работы органов власти по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в соответствии со статьей 69.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Функциональные возможности подсистемы приведены на рисунке.

Одним из преимуществ системы является возможность ее применения как централизованного решения, что позволяет оперативно получать данные и формировать аналитическую отчетность. Ее использование предоставляет органам власти инструмент для выполнения задач по наполнению ЕГРН информацией об объектах недвижимости. Вовлечение в налоговый оборот ранее учтенных объектов недвижимости способствует повышению поступлений имущественных налогов в консолидированные бюджеты регионов.

Использование преимуществ новых технологических решений позволяет органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления автоматизировать существующие процессы текущей деятельности. Это способствует не только повышению качества реализации процессов предоставления государственных услуг, достижению планируемых показателей цифровой зрелости, но и других параметров, характеризующих эффективность деятельности органов власти.



[1] Протокол Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 1 июня 2022 года № 20.

[2] Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2021 года № 2049.

[3] Распоряжение Правительства РФ от 11 апреля 2022 года № 837-р.

[4] Постановление СФ ФС РФ от 24 декабря 2021 года № 622-СФ «О приоритетных направлениях деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

[5] Проект указа Президента РФ «О внесении изменений в перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 года № 68...» (ID проекта 01/03/04-22/00127101).

[6] Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2021 года № 2148.

Поделиться