Версия для печати 443 Материалы по теме
Нижегородская область: ИБК для комплексного развития агломерации

Как и большинство субъектов РФ, Нижегородская область активно пользуется инструментами «Инфраструктурного меню». Этот логичный механизм позволяет регионам не откладывать на потом серьезные проекты, а приступить к их реализации в кратчайшие сроки. Тем не менее и у «Инфраструктурного меню» есть свои недоработки, которые увеличивают нагрузку на бюджет.

Ольга Юрьевна Сулима, министр финансов Нижегородской области

Развитие Нижегородской агломерации с ИБК

Самым востребованным инструментом «Инфраструктурного меню» в Нижегородской области на данный момент является привлечение инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) из федерального бюджета. ИБК предоставляются под 3% годовых сроком до 15 лет. На сегодняшний день регион является абсолютным лидером по объему одобренных в рамках «Инфраструктурного меню» ИБК — 107,2 миллиарда рублей. Важно отметить, что средства ИБК одобрены на реализацию комплексного проекта развития Нижегородской агломерации:

  • редевелопмент территории исторического центра Нижнего Новгорода;
  • комплексную транспортную реформу;
  • развитие южных территорий Нижнего Новгорода для жилищного строительства;
  • развитие ОЭЗ «Кулибин».

Основная цель комплексного проекта развития Нижегородской агломерации — это прежде всего формирование устойчивой основы для роста экономики и обеспечение на десятилетия вперед стабильного развития как агломерации, так и региона в целом. Так, развитие южных территорий Нижнего Новгорода позволит нам создать условия для жилищного строительства. А реформа транспортной инфраструктуры обеспечит устойчивую взаимосвязь и пространственное развитие всех районов агломерации и повысит качество жизни нижегородцев.

Если же говорить о уже выделенных средствах, то за 2021–2023 годы Нижегородская область получила ИБК на общую сумму 33,4 миллиарда рублей. Средства бюджетных кредитов направлены на продление линий метрополитена в Нижнем Новгороде, строительство дублера проспекта Гагарина, проектирование и строительство магистральных сетей водоотведения и водоснабжения под жилищное строительство в поселках Ольгино и Новинки. Также мы профинансировали проектирование и строительство третьей очереди очистных сооружений водопроводной станции «Малиновая гряда», создание террасного парка в Почаинском овраге и редевелопмент исторических территорий Нижнего Новгорода.

В соответствии с решением Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ по инфраструктурным проектам на 2024 год Нижегородской области одобрено распределение бюджетного кредита в сумме 12,2 миллиарда рублей. На эти средства мы продолжим строительство новых станций метрополитена, строительство дублера проспекта Гагарина в Нижнем Новгороде, а также работы по укреплению склонов и берегоукреплению улицы Черниговской.

Плюсы и минусы

ИБК на данный момент являются наиболее гибким и эффективным инструментом для финансирования капиталоемких инфраструктурных проектов, который позволяет реализовывать их практически в любой юридической форме: от государственного контракта и государственно-частного партнерства до прямой оплаты договоров. Создаваемые в рамках «Инфраструктурного меню» объекты становятся зоной ответственности тех, кто будет ими управлять. Для некоторых муниципалитетов это может стать большой нагрузкой. Однако реализация проектов позволяет привлечь частные инвестиции, в том числе на развитие территорий, которые могут компенсировать затраты на содержание. Также часть объектов реализуется в рамках концессионных соглашений. В Нижегородской области это строительство дублера проспекта Гагарина и Черниговская набережная. Таким образом, большая часть нагрузки ложится на концессионера, что снимает бремя с муниципалитетов и позволяет высвободить ресурсы на реализацию новых проектов.

Поскольку «Инфраструктурное меню» — это набор инструментов, который в первую очередь представлен заимствованиями долгосрочного характера, достигающими 15 лет, следует отметить низкую ставку кредитования — 3% по ИБК, 4–5% — по облигациям. Однако возврат инфраструктурных бюджетных кредитов начинается уже с 2024 года, то есть до завершения ввода объектов и получения эффекта от их реализации. Это значительно увеличивает нагрузку на областной бюджет. Мы считаем, что необходимо продлить срок возврата ИБК до 25 лет: с учетом привязки к жизненному циклу создаваемого объекта на срок до капитального ремонта и с возвратом начиная с 10-го года равными долями.

Поделиться