Версия для печати 23781 Материалы по теме

Агропромышленный комплекс Волгоградской области является важным сектором экономики региона, оказывающим существенное влияние на его социальное и экономическое развитие.
В 2004 году хозяйствами всех категорий Волгоградской области получено около 37,5 млрд. рублей валовой продукции сельского хозяйства в фактически действующих ценах, из нее продукции растениеводства – 27,6 млрд. рублей (73,7 % всего выпуска), животноводства – 9,9 млрд. рублей (26,3 %). Индекс физического объема сельскохозяйственного производства к уровню предыдущего года составил 111 процентов, в том числе продукции растениеводства – 116 процентов, животноводства – 99 процентов.
На долю сельскохозяйственных организаций в структуре объема продукции сельского хозяйства приходится 43 процента, крестьянских (фермерских) хозяйств – 11 процентов, хозяйств населения – 46 процентов.
В 2004 году уточненная посевная площадь сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий увеличилась и составила 2891 тыс. га или 114 процентов по сравнению с 2003 годом.
В 2004 году намолот зерновых и зернобобовых культур (в первоначально – оприходованном весе) в сельскохозяйственных организациях составил 162 процента к уровню предыдущего года, в крестьянских (фермерских) хозяйствах зерна получено больше в 2,3 раза.

вспашка
     Некоторые позитивные изменения качественного характера проявились в животноводстве сельскохозяйственных предприятий. В 2000-2004 годах в сельскохозяйственных предприятиях отмечалась тенденция устойчивого роста молочной продуктивности коров и среднесуточных привесов на выращивании всех основных видов скота. Улучшились показатели воспроизводства стада и сохранности скота.
При этом в структуре поголовья скота и птицы растет доля личных подсобных хозяйств населения. В настоящее время на личных подворьях находится 66 процентов всей численности крупного рогатого скота, 58 процентов свиней, а также 53 процента птицы.
На начало 2005 года в личных подсобных хозяйствах населения насчитывалось 248 тыс. голов крупного рогатого скота (104 % к имевшемуся поголовью на начало 2001 года), 245 тыс. свиней (105%), 413 тыс. овец и коз (104%).
По итогам 2004 года область вошла в первую десятку среди регионов по темпам роста сельскохозяйственной продукции (в сопоставимых ценах), а также по объемам производства зерна, подсолнечника и овощей.
Вместе с тем, несмотря на существенные меры, которые в последние годы были предприняты руководством Волгоградской области для стабилизации агропромышленного производства, ситуация в сельском хозяйстве остается сложной.
Эффективному функционированию агропромышленного комплекса препятствует неразвитость аграрных рынков, межотраслевые ценовые пропорции, недостаточность инвестиционных ресурсов, острые проблемы демографического и кадрового потенциала.
Для решения этих проблем разработаны «Основные приоритеты развития агропромышленного комплекса Волгоградской области на 2005 - 2006 годы и на период до 2010 года» в соответствии с которыми и рассчитывались расходы на функционирование агропромышленного  комплекса Волгоградской области при формировании областного бюджета на 2006 год.
Планирование расходов осуществлялось исходя из решения важнейших задач развития агропромышленного комплекса Волгоградской области, таких как:
- ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственной продукции и продукции рыбохозяйственного комплекса, производимых на основе повышения эффективного использования ресурсного потенциала и конкурентоспособности продукции,
- решения социальных проблем сельских территорий и сокращения разрыва в уровне жизни сельского и городского населения.
Таким образом, особенностями формирования структуры расходов областного бюджета на финансирование развития агропромышленного комплекса в 2006 году по сравнению с 2005 годом являются:
- увеличение расходов областного бюджета на сельское хозяйство и рыболовство на 129 млн. рублей или на 18 процентов, в том числе :
- увеличение расходов на сельскохозяйственное производство на 102 млн. рублей или на 22 процента. Удельный вес данных расходов в общем объеме расходов на сельское хозяйство составил 67 процентов и увеличился на 2 процента по сравнению с 2005 годом;
-   в расходах на мероприятия в области сельскохозяйственного производства предусмотрены ассигнования:
- на компенсацию части затрат на электроэнергию для целей орошения     и сельскохозяйственного водоснабжения -  в сумме 45 млн. рублей,
- на ремонт и содержание внутрихозяйственных оросительных систем,     находящихся в государственной собственности Волгоградской области     в сумме 75 млн. рублей;
- на научное обеспечение агропромышленного комплекса - 8,7 млн.     рублей,
- на государственную поддержку сельскохозяйственных     потребительских кооперативов по комплексному обслуживанию     личных подсобных хозяйств – 5,4 млн. рублей,
- на реализацию в Волгоградской области международного проекта     поддержки осуществления реформ в сельском хозяйстве «АРИС» - 3,3     млн. рублей и другие.
Значительно увеличены расходы на содержание бюджетных учреждений в сфере сельского хозяйства. Удельный вес данных расходов в общем объеме расходов на сельское хозяйство и рыболовство составил 31 процент и увеличился на 11 процентов по сравнению с 2005 годом. Увеличение расходов связано с тем, что впервые при формировании областного бюджета, в его расходную часть были включены доходы бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Размер данных доходов по бюджетным учреждениям ветеринарии составил 84585 тыс. рублей. Кроме того, при расчете расходов учтена индексация тарифной части фонда оплаты труда в 1,11 раза с 1 сентября 2005 года и в 1,375 раза с 1 мая 2006 года;
Снизились расходы областного бюджета на финансирование областных целевых программ в сфере сельского хозяйства, в связи с окончанием сроков реализации трех программ.
Анализ структуры расходов областного бюджета на государственную поддержку отдельных отраслей сельского хозяйства в 2006 году позволяет сделать следующие выводы:
- в структуре расходов областного бюджета на государственную поддержку отдельных отраслей сельского хозяйства наибольший удельный вес занимает субсидирование продукции за реализованную продукцию животноводства – 66 процентов;
- значительно увеличились по сравнению с 2005 годом расходы на элитное семеноводство и субсидирование сельхозтоваропроизводителям части страховых взносов по договорам страхования – на 8 млн. рублей и 30 млн. рублей соответственно;
- удельный вес субсидирования части всех видов затрат на сельскохозяйственное производство в общем объеме расходов на сельское хозяйство в 2006 году составил 14 процентов, а удельный вес прямого субсидирования сельского хозяйства соответственно – 86 процентов.
Из представленной информации можно сделать следующие основные выводы по результатам формирования расходов областного бюджета на финансовое обеспечение развития агропромышленного комплекса в 2006 году:
1)    Расходы областного бюджета на сельское хозяйство и рыболовство в 2006 году с учетом бюджетных кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям составят 970 млн. рублей, в том числе расходы на государственную поддержку отдельных отраслей сельского хозяйства увеличены на 77 млн. рублей или на 25 процентов по сравнению с 2005 годом и составили 381 млн. рублей. Удельный вес данных расходов в общем объеме расходов на сельское хозяйство составил 45 процентов.
2)    Недостаточно предусмотрено средств на реализацию областных целевых программ. Удельный вес расходов на реализацию программ в общем объеме расходов на сельское хозяйство в 2006 году составил около 1 процента;
3)    Основным видом расходов областного бюджета на сельское хозяйство остается прямое субсидирование сельскохозяйственных товаропроизводителей – его удельный вес составляет около 90 процентов в общем объеме расходов на сельское хозяйство в 2006 году;
4)    Объем расходов не в полной мере соответствует концепции финансового обеспечения реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», а также некоторым задачам и целям, определенным нормативными правовыми актами Волгоградской области в сфере сельского хозяйства.
  Для повышения эффективности бюджетных расходов в сфере агропромышленного комплекса и достижения их результативности необходимо решение в 2006 году следующих основных задач:
- привести структуру действующих расходов областного бюджета и принимающих новых расходных обязательств в сфере сельского хозяйства, в соответствие с приоритетами государственной политики Российской Федерации и Волгоградской области в данной сфере.
  - сократить неэффективные бюджетные расходы, не оказывающие влияния на стимулирование сельскохозяйственного производства и перераспределить их на финансирование приоритетных отраслей сельского хозяйства, таких как племенное дело и животноводство, элитное семеноводство, материально-техническое переоснащение, освоение новых технологий выращивания, производства, реализации и переработки сельскохозяйственной продукции;
- принять нормативные правовые акты Волгоградской области, наделяющие органы местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями в области сельского хозяйства, за счет субвенций из областного бюджета. Полномочия могут состоять в субсидировании части стоимости электроэнергии, потребляемой внутрихозяйственными мелиоративными насосными станциями, возмещении части затрат граждан на ведение личных подсобных хозяйств, а также в возмещении расходов на осуществление управленческих функций органами местного самоуправления по реализации вышеуказанных полномочий, в том числе их материально-техническое обеспечение;
- провести инвентаризацию и сокращение  областных целевых программ в области сельского хозяйства, преобразовав их в ведомственные программы органов, осуществляющих управление в сельском хозяйстве области, а также разработать и утвердить областную целевую программу «Развитие агропромышленного комплекса Волгоградской области». В ведомственных программах и областной целевой программе предусмотреть следующие приоритетные направления развития агропромышленного комплекса:
- ускоренное развитие животноводства и стимулирование малых форм хозяйствования АПК, с концепцией аналогичной национальному проекту «Развитие агропромышленного комплекса»;
- развитие отраслей сельского хозяйства, материально-техническое переоснащение агропромышленного комплекса, восстановление и развитие мелиоративного комплекса, социальной инфраструктуры села.

Справка «Бюджета»
сазонов
Сергей Петрович САЗОНОВ, заместитель главы администрации – начальник Главного финансово-казначейского управления администрации Волгоградской области
Родился в 1951 году в р.п. Иловля Иловлинского района Волгоградской области.
В 1974 г. окончил Волгоградский сельскохозяйственный институт.
Работал на руководящих должностях: зав. группой, начальник отдела, зам. директора Волгоградского сельскохозяйственного информационно-вычислительного центра, начальник отдела животноводства Волгоградского облплана, директор Волгоградского областного сельскохозяйственного информационно-вычислительного центра, инструктор аграрного отдела Волгоградского обкома КПСС, начальник отдела экономики и прогнозирования комитета по сельскому хозяйству администрации Волгоградской области.
С 1993 г. – заместитель начальника, с 1994 г.– начальник, а с 1997 г. – заместитель главы администрации Волгоградской области – начальник Главного финансово-казначейского управления администрации Волгоградской области.
Кандидат экономических наук.
Заслуженный экономист Российской Федерации.
Член-корреспондент Российской академии естественных наук, профессор кафедры «Финансы и кредит» Волгоградского государственного университета.
Автор ряда книг и более 50 научно-практических публикаций по вопросам экономики и финансов. Награжден нагрудным знаком Минфина РФ «Отличник финансовой работы», Почетной грамотой Минфина РФ.
В октябре 2005 г. защитил докторскую диссертацию.

Справка «Бюджета»
кузнецов
Владимир Николаевич КУЗНЕЦОВ, заместитель начальника отдела финансирования сельского хозяйства и охраны окружающей среды Главного финансово-казначейского управления администрации Волгоградской области
Родился в 1975 году в г. Волгограде.
В 1997 году окончил экономический факультет Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии.
1997–1998 гг. – главный специалист отдела по погашению просроченной задолженности отделения Пенсионного фонда России по Волгоградской области.
1998–2000 гг. – служба в рядах Российской Армии.
С 2000 г. – главный специалист, с 2004 г. – заместитель начальника отдела финансирования сельского хозяйства и охраны окружающей среды Главного финансово-казначейского управления администрации Волгоградской области.
В 2003 году прошел профессиональную переподготовку по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Награжден Почетной грамотой заместителя главы администрации Волгоградской области – начальника Главного финансово-казначейского управления администрации Волгоградской области.
Соискатель степени кандидата экономических наук в аспирантуре Волгоградского государственного университета.


Поделиться