Версия для печати 4039 Материалы по теме
В Омской области выстроено системное законодательство – законы регулируют целые отрасли. Возрастает ее инвестиционная привлекательность. Как удалось этого добиться и чего ожидать дальше, рассказывает Владимир Варнавский, Председатель Законодательного Собрания Омской области.

– В апреле 2005 года исполнилось 11 лет с начала работы Законодательного Собрания Омской области. Охарактеризуйте основные итоги этой деятельности.
– Нам удалось сохранить общественно-политическую и экономическую стабильность. Обеспечить конституционный баланс властей и их взаимодействие. Совместными усилиями развивать инвестиционную привлекательность области, прогнозировать и реализовать возможности ее социально-экономического развития. Принято 625 законов, работающих на эти цели.
Удалось создать динамичный и гибкий законодательный процесс. Главный итог работы Законодательного Собрания в том, что из единичных, «точечных» законов планомерно выстроено системное кодифицированное законодательство области. Законы регулируют целые отрасли: государственно-правового строительства и местного самоуправления, финансов, бюджета и налогов, социальной сферы, управления имуществом, охраны здоровья населения, образования, науки и культуры, административной ответственности и др. Все наши законы соответствуют федеральным, обеспечивают полномочия и самостоятельность области как субъекта Федерации, развитие федеративных отношений.
– Расскажите, пожалуйста, о приоритетах работы Законодательного Собрания.
– Это, во-первых, бюджет и межбюджетные отношения. Однако, при всей его конкретной значимости, бюджет – это еще и правовой, и финансово-ресурсный инструмент развития территории в интересах ее жителей. Поэтому с особым вниманием нами проработаны законы области о бюджетном процессе, межбюджетных отношениях и налоговые.
Сложилась четкая и эффективная система работы законодателей, всех участников процесса при принятии областного бюджета. В этом году, например, по инициативе Министра финансов области Н.К.Фроловой, в Министерстве была открыта «горячая линия»: на любой вопрос по проекту бюджета в течение дня можно было получить развернутый, аргументированный ответ. Это позволило избежать непродуктивной дискуссии в зале заседания, работа законодателей была профессиональной, хорошо подготовленной.
– Откорректировано ли уже областное законодательство в связи с федеральными новшествами конца 2004года – я имею в виду «монетизацию» льгот (ФЗ № 122), налоговые изменения и т.д.?
– Необходимые изменения в законы Омской области в соответствии с Федеральным законом № 122 (их более 40) были приняты своевременно и в установленные сроки. В декабре спокойно и организованно произведены все первые выплаты льготникам. В январе принято решение о сохранении в области на 2005 год натуральных льгот и установленных федеральным законодательством выплат за счет областного бюджета для тех, кто отнесен к региональному и федеральному уровню.
– В России, кроме «монетизации», идет сложнейшая реформа местного самоуправления.
– Законодательным Собранием уже приняты первоочередные для области законы: о границах и статусе муниципальных образований, о численности депутатов их представительных органов, об обеспечении проведения первых выборов в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований – их 391. В декабре 2004 года проведены выборы в районных муниципальных образованиях. Идет активная работа по подготовке выборов в городских и сельских поселениях.
Совместная – Законодательного Собрания и Правительства Омской области – рабочая группа по подготовке нормативных правовых актов Омской области в сфере местного самоуправления с апреля прошлого года обеспечила в соответствии с ФЗ № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» своевременную подготовку проектов законов, методическое сопровождение работы в муниципальных образованиях по его реализации.
– Скажите, с какими проектами законов, призванными улучшить инвестиционный климат области, работало Законодательное Собрание?
– Я уже говорил, что от единичных законов мы пришли к системному законодательству. И в этой сфере тоже. Начало системе в 1996 году положил закон «Об областных целевых программах». Он дал исполнительной власти правовой инструмент работы с различными партнерами, где государственная власть области была организатором и гарантом партнерства. Большую роль сыграл в этом деле Закон Омской области «О государственной поддержке инвестиционных проектов в Омской области» (1997г.). Он гарантировал поддержку не только значимым отечественным проектам, но и иностранным, в том числе предусмотрев льготы по налогообложению.
Крупнейшие инвестиционные проекты прошлых лет: реконструкция «Росара», в которую бельгийская компания «Сан-Интербрю» вложила десятки миллионов долларов. Ныне продукция этого проекта – пиво «Сибирская корона» - покоряет и Европу.
В тяжелейшее время (1995г.) в область как инвестор пришла Словакия. ЗАО «Матадор-Омскшина» одно из самых успешных в Сибири. Его уставной капитал около 3,5 млн. долларов. Завод выпускает 42 наименования шин по технологии «Матадор», в том числе и по новейшим технологиям. Объем производства за 10 лет вырос почти в 10 раз: с 176,3 тыс. покрышек до 1738 тыс. Продукция сертифицирована по международным стандартам. Объем капиталовложений за 2004 год около 1 млн. долларов, объем чистой прибыли – 3.5 млн. долларов. Этот инвестор пережил с нами дефолт, не ушел.
В марте 2005 года на заседании Смешанной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Правительством Омской области и Министерством экономики Словацкой Республики достигнуты договоренности о партнерстве уже на новом уровне: Омская область – государство Словакия.
Сегодня география инвестиционного сотрудничества области – более 50 стран, 75% из них – европейские партнеры. По сумме иностранных инвестиций область входит в первую пятерку субъектов РФ.
Используя возможности областного законодательства, в первую очередь Закона «О договорах органов государственной власти Омской области», развивающийся процесс экономических и интеграционных связей введен в правовое русло. С этого времени все Соглашения ратифицируются Законодательным Собранием.
Логическим продолжением стало принятие в 2004 году Закона «Об инновационной деятельности в Омской области». Создается банк инновационных проектов на базе Торгово-промышленной палаты области. Опыт работы у нас уже есть, будут и партнеры: и свои, и иностранные.
– Ожидать ли в обозримом будущем новых законов, работающих в этом же направлении?
– Да. Расширение партнерства в рамках ЕврАзЭСа, например. Сейчас на базе партнерских отношений с Казахстаном, уже имеющих большой опыт, в соответствии с подписанным в марте Меморандумом, идет расширение программ и направлений нашего сотрудничества. В том числе и по важнейшей для нас проблеме сохранения Иртыша. Нарабатываются проекты межгосударственных Соглашений по проблемам водопользования и природоохранных мер на основе бассейнового принципа. Укрепляются партнерские связи с Белоруссией, другими участниками ЕврАзЭСа.
Вся эта работа носит системный характер, имеет правовые основы, гарантируется областным бюджетом и наполняет областной бюджет.
Беседовала Светлана Стрельникова.

Справка «Бюджета»
Варнавский
Владимир Алексеевич Варнавский, Председатель Законодательного Собрания Омской области. Руководитель Российской делегации в КМРВЕ.
Родился 20 марта 1947 года в г. Омске.
1963 – 1970 гг. – фрезеровщик, ст. технолог, мастер радиозавода им. А.С. Попова.
1970 г. – окончил Омский политехнический институт.
1970 – 1971 гг. – служба в рядах СА.
1971 – 1973 гг. – мастер, ст. инженер-технолог, начальник участка радиозавода им. А.С. Попова.
1973 – 1985 гг. – работал в партийных органах, секретарь парткома завода транспортного машиностроения им. Октябрьской революции.
1985 – 1987 гг. – первый зам. Председателя Омского горисполкома.
1987 – 1990 гг. – секретарь Обкома КПСС, первый секретарь Омского горкома КПСС.
1990 – 1993 гг. – народный депутат РСФСР, депутат и председатель Омского городского Совета народных депутатов.
1993 – 1994 гг. – заместитель главы Администрации Омской области.
В 1994, 1998 и 2002 гг. – избран депутатом и Председателем Законодательного Собрания Омской области.
1996 – 2001 гг. – член Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Неоднократно избирался Руководителем Российской делегации в Конгрессе местных и региональных властей Европы (КМРВЕ).
Награжден Почетной грамотой, Золотым знаком «За развитие парламентаризма» Совета Федерации Федерального Собрания РФ, орденом Почета и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Имеет дипломы и медали общественных организаций, удостоен звания «Почетный профессор Омского технического университета».

Поделиться