Образование — 23 марта 2007

Национальный проект «Образование» вернет российской высшей школе утраченное достоинство

Версия для печати 2950 Материалы по теме

Приоритетный национальный проект «Образование» призван вернуть российской высшей школе достоинство, растраченное в начале 90-х годов, способствовать ее интеграции в мировую систему образовательных процессов.

образование
Об этом заявил Первый заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Медведев на встрече с ректорами инновационных вузов, прошедшей 20 марта в Томске.
На встречу с первым вице-премьером в «город университетов» съехались ректоры 40 вузов изо всех уголков России. Дмитрий Медведев поздравил победителей конкурса инновационных вузов 2007 года, отметив, что присутствие среди них большого количества региональных вузов говорит о высоком потенциале отечественной высшей школы. «Все, кто собрался в этом зале, выдержали серьезный отбор и продемонстрировали очень значительный потенциал отечественной высшей школы. Наверное, главный вывод, который можно сделать по итогам конкурса, это то, что все-таки наше образование встало на инновационный путь развития», – отметил он.
Дмитрий Медведев напомнил присутствующим, что по результатам конкурса инновационных вузов 2006 года 17 образовательных учреждений получили право на государственную поддержку на общую сумму 10 млрд руб. В 2007 году бюджет конкурса был удвоен, а количество победителей составило уже 40. Победители второго конкурса получат государственные субсидии в размере от 200 млн до 1 млрд руб., что для отдельных вузов, по словам Дмитрия Медведева, «соизмеримо в среднем с их годовым бюджетом».
Первый вице-премьер выразил надежду, что эти масштабные инвестиции позволят вузам существенно обновить учебное и научное оборудование, закупить программное, методическое обеспечение, организовать переподготовку кадров. Для решения этих задач, как отметил первый вице-премьер, руководству вузов необходим грамотный менеджмент, умение работать на современном рынке образовательных и инновационных услуг и «плотное общение с производством, с российским бизнесом».
Дмитрий Медведев напомнил, что в 2007 году конкурс был проведен в ранние сроки, что дает вузам-победителям время и возможность изучить рынок, определиться с приоритетами, выбрать наиболее эффективные объекты вложений, вдумчиво провести все необходимые закупочные процедуры.
Говоря о дальнейшем развитии российской высшей школы, первый вице-премьер рекомендовал руководителям вузов обратить особое внимание на принятый в 2007 году закон о целевом капитале. «Все-таки хотелось бы, чтобы подобного рода капитал, эндаумент присутствовал у всех высших учебных заведений, которые здесь представлены», – сказал первый вице-премьер и посоветовал ректорам подумать о том, чтобы в качестве благотворителей, учредителей этого целевого капитала привлекать своих выпускников, которые «успешны в бизнесе и в карьере».
Второй актуальной задачей развития высшей школы Дмитрий Медведев считает создание на базе передовых вузов центров инновационной активности. Он привел в пример учебно-научный комплекс Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) и посоветовал инновационным вузам взять на вооружение методики системы подготовки, наработанные подобными центрами. Кроме того, первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявил, что считает возможным отменить запрет на создание малых предприятий при российских вузах. «Минобрнауки и Минпромэнерго необходимо найти более современные юридические решения вопросов деятельности малых предприятий и других структур при университетах. Правительство могло бы проработать этот вопрос», – заметил он.
Третьей важнейшей задачей, которую поставил перед ректорами Дмитрий Медведев, является привлечение к развитию инновационного образования реального сектора экономики, отечественного бизнеса. «Речь идет прежде всего о мониторинге потребностей рынка, о разработке профессиональных стандартов, в которых очень заинтересованы работодатели, о предоставлении адекватной базы для проведения стажировки и, разумеется, о конкурсных инвестициях в образование», – уточнил первый вице-премьер.
В рамках встречи было поднято немало актуальных для вузов проблем. В том числе речь шла и о зарплатах преподавательского состава, жилищных вопросах (одним из решений которых Дмитрий Медведев видит привлечение и использование вузами целевого капитала), о двухуровневой системе образования, при переходе на которую первый вице-премьер предложил сохранить все те достоинства, которые существовали. Он напомнил, что решение о выборе той или иной системы подготовки специалистов вправе принимать сами вузы с участием министерства в установленном порядке.
Первый вице-премьер поднял вопрос развития университетских библиотек и призвал вузы – победители федерального конкурса модернизировать свои библиотеки и перевести их в электронный вид. «Нужны современные библиотеки, поэтому инновационные вузы должны уметь оцифровывать книги, без этого движения вперед не будет», – подчеркнул он и добавил, что «студенты и преподаватели вузов, где бы они ни находились – в аудитории, общежитии, дома, – должны иметь возможность получить через Интернет необходимые знания и информацию». «Это мое обращение к вам: направьте часть средств, получаемых в рамках федеральных грантов, на модернизацию библиотечных фондов и перевод их в электронный вид», – сказал он.
Подводя итоги встречи, Дмитрий Медведев выразил надежду, что «смотр лучших инновационных программ окажет вузам практическую помощь и станет естественным и активным стимулом для переосмысления роли современного вуза в решении всего того набора задач, которые стоят перед нашей экономикой, перед нашим государством». «И, конечно, мы не должны забывать наших корней, не должны отвергать все те достижения, которые были сделаны нашими предшественниками, но при понимании того, что мы живем в XXI веке», – напутствовал он ректоров лучших российских вузов.
Томск называют «городом университетов» неслучайно. Из полумиллиона жителей города 100 тыс. человек – студенты. Здесь 6 университетов, 2 государственных и 2 негосударственных института, 10 филиалов иногородних вузов и 19 научных институтов (в том числе шесть НИИ Томского научного центра Сибирского отделения РАН). Томск даже имеет неформальный титул «Сибирские Афины», который часто употребляется из-за его особого цивилизационного положения в Сибири, сравнимого с «настоящими» Афинами – столицей Греции.
То, что в регионе сильная высшая школа, подтвердили и результаты конкурсов инновационных вузов, прошедших в рамках приоритетного национального проекта «Образование». По результатам конкурсных отборов три томских вуза стали победителями. В 2006 году право на государственную поддержку своих инновационных программ получили ТУСУР и Томский государственный университет (ТГУ), в 2007 году – Томский политехнический университет (ТПУ). Следует отметить, что ТГУ и ТПУ являются не только старейшими университетами города, но и первыми вузами, появившимися в конце ХIХ века в азиатской части России и долгое время бывшими единственными высшими учебными заведениями на территории от Урала до Тихого океана.
В рамках своего визита в Томск первый вице-премьер посетил все три вуза-победителя. В ТУСУРе и ТГУ он ознакомился с результатами реализации их инновационных программ в 2006 году и студенческими разработками, побывал в «студенческом бизнес-инкубаторе» «Дружба», посетил музей и выставочный центр ТПУ.
Кроме того, Дмитрий Медведев встретился с представителями сибирских средств массовой информации и ответил на их вопросы, касающиеся реализации приоритетных национальных проектов в регионах.

Источник: www.rost.ru

Поделиться