Открыта редакционная подписка на  2025 год!
для юридических и физических лиц с любого месяца

Агропромышленный комплекс

Общая земельная площадь 76 млн. 925 тыс. га, из них сельхозугодия - 200,8 тыс. га, в т.ч. 0,9 тыс. га - пашни и 199,6 тыс.га - кормовых угодий.
Поголовье оленей (по данным сельхозпереписи 2006 года): 731 тысяча голов, что составляет около 44 % от общероссийской численности домашнего оленя. (РФ - 1663 тысячи оленей). в крупных и средних хозяйствах - более 210 тысяч голов (33%), в частных оленеводческих хозяйствах - более 515 тысяч (65%)

Общий рыбохозяйственный фонд ЯНАО 64 тыс.кв. км: - шельфовые воды южного побережья Карского моря с врезающимися в континент заливами; - реки, впадающие в эти заливы с прилегающими к ним соровыми системами; озера, соединенные протоками 

Рыбные запасы ЯНАО 33 вида рыбы, из них 25 промысловые: нельма, муксун, пелядь, чир, ряпушка, сиг и др. 
Производят сельхоз-продукцию 44 предприятия различных форм собственности: 17 сельскохозяйственных, 8 рыбодобывающих, 2 рыбоперерабатывающих предприятия, 66 общин национальных общин, 35 крестьянско-фермерских и малых хозяйств 3000 личных оленеводческих хозяйств.
В АПК ЯНАО занято более 13 тысяч человек, где 90% составляют коренные малочисленные народы Севера

Объемы производства. Ежегодно производится до 2 тысяч тонн продукции из мяса оленя и свыше 7 тысяч тонн рыбы, включая такие ценные сиговые породы.

Производство валовой сельхозпродукции (2006 год )на 712,0 млн. рублей, из них 57,9 % производства приходится на сельскохозяйственные организации, 41,7 % на личные подсобные хозяйства, доля крестьянских (фермерских) хозяйств незначительна - 0,4%.

Произведено продукции в 2006 году мяса - 5,2 тыс. тонн, реализовано мяса - 1,9 тыс. тонн, молока - 1,5 тыс. тонн, реализовано молока 0,8 тыс. тонн.
Животноводство (для обеспечения свежим цельным молоком учреждений соцсферы). На 1 января 2007 года в сельхозпредприятиях численность крупного рогатого скота составила 1,1 тыс. гол. в том числе коров - 0,5 тыс. гол, свиней - 1,6 тыс. голов. 

"Развитие АПК в 2007 году" (финансирование) 344, 2 млн. рублей., в том числе из бюджетов: федерального - 45,5 млн. руб., областного - 59,6 млн. руб., окружного - 200,0 млн. руб., и муниципального - 17,9 млн. руб.

"Развитие АПК в 2008 году" (финансирование) 643 млн. руб., в том числе из бюджетов: федерального - 148 млн. руб., окружного - 470, 2 млн. руб. и муниципального - 25 млн. руб. (Увеличение объема средств из федерального бюджета планируется в рамках софинансирования мероприятий по поддержке оленеводства, племенной работе)

В рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» выделены три основных направления:

- ускоренное развитие животноводства, 
- стимулирование малых форм сельскохозяйственного производства, 
- кадровое обеспечение.

В 2007 году на программу реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в автономном округе предусмотрено 325 млн. руб., в том числе из бюджетов: федерального - 45,5 млн. руб., областного – 59,6 млн. руб., окружного - 200,0 млн. руб. и муниципального – 17,9 млн. руб.

Фактическое финансирование за 11 месяцев 2007 года составило 226,6 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 45,5 млн. руб., областного 40,1 млн. руб. окружного 136,9 млн. руб., муниципального 4,1млн. руб. Федеральные субсидии освоены полностью.

В 2008 на программу реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в автономном округе предусмотрено 643 млн. руб., в том числе из бюджетов: федерального – 148 млн. руб., окружного – 470, 2 млн. руб. и муниципального – 25 млн. руб.

(Увеличение объема средств из федерального бюджета планируется в рамках софинансирования мероприятий по поддержке оленеводства, племенной работе и обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности).

«Ускоренное развитие животноводства»


Основные целевые индикаторы по направлению: увеличение производства мяса, молока, повышение качества выпускаемой продукции, создание перерабатывающей базы.

За 11 месяцев 2007 года объем производства валовой продукции сельского хозяйства по сравнению с 2006 годом вырос на 8 %. (Производство мяса на 15 %, производство молока на 4,6 %, поголовье северных оленей – на уровне прошлого года).

С целью модернизации производства и повышения качества выпускаемой продукции ведется строительство убойных цехов в поселках Антипаюта и Ныда. Предусматривается дальнейшее развитие и увеличение существующих мощностей переработки, строительство и реконструкция современных убойных пунктов. Начата разработка проекта комплекса по глубокой переработке оленя в п. Тазовский.

Ведется работа по повышению породных качеств оленей. Муниципальными оленеводческими предприятиями «Панаевское», «Ярсалинское», «Мужевское» и открытым акционерным обществом «Салехардагро» совместно с департаментом по развитию АПК ЯНАО подготовлен пакет необходимых документов по племенной работе. В настоящее время осуществляется экспертиза продукции сельскохозяйственных животных.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» предусматривается на 2008 год поддержка северного оленеводства - в объеме 346,4 млн. руб., на 2009 год - 360,6 млн. руб., на 2010 год- 375 млн. руб.

Увеличение субсидий на поддержку северного оленеводства позволит привлечь к рынку сбыта не только крупных товаропроизводителей, но и национальные общины, личные оленеводческие хозяйства, посредством стимулирования оленеводов-частников за килограмм сдаваемого мяса, что особенно актуально, поскольку частное поголовье в автономном округе почти в два раза превышает общественное.

С целью восстановления породных качеств в оленеводстве впервые предусматривается выделение субсидий на содержание племенного маточного поголовья северных оленей из окружного бюджета.

Выше уровня прошлого года на 34 млн. руб. планируется привлечь на условиях софинансирования федеральные средства на поддержку северного оленеводства и племенного маточного поголовья северных оленей (в объеме 80 млн. руб.).

Из бюджетов муниципальных образований автономного округа планируется выделить на поддержку агропромышленного комплекса в 2008 году – 25 млн. рублей, что выше уровня 2007 года на 7 млн. рублей.

За счет увеличения государственной поддержки отрасли через субсидирование производства основных видов сельскохозяйственной продукции планируется увеличение доходов населения, занятого в агропромышленном комплексе, увеличение заработной платы работников до 40% (до 15 тысяч рублей в среднем).

По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа общинам, личным подсобным хозяйствам и крестьянским (фермерским) хозяйствам осуществляется государственная поддержка сельскохозяйственного производства на производство мяса северного оленя, мяса крупного рогатого скота и молока.

Малые формы хозяйствования в агропромышленном комплексе автономного округа – это, прежде всего, личные хозяйства оленеводов частников, которые ведут кочевой образ жизни, а также национальные общины.

Личные хозяйства оленеводов не наделены отдельными земельными участками, что служит основной залоговой базой для предоставления кредита. В качестве гарантии оленеводы могут предложить только личное поголовье, которое в силу природно-климатических условий имеет высокую степень риска.

В автономном округе развита сеть потребкооперации, это потребительские общества занимающиеся, снабжением оленеводов и заготовкой сельскохозяйственной продукции – мяса, рыбы, дикоросов. Однако, федеральным законодательством в перечне целевого кредитования не предусмотрены такие виды деятельности, как закуп мяса северного оленя, приобретение продуктов питания и товаров национального спроса для кочующего тундрового населения.

В этой связи средства, выделяемые из федерального бюджета по данному направлению, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа не осваиваются. Эти проблемы были неоднократно озвучены Администрацией автономного округа, Департаментом по развитию агропромышленного комплекса перед федеральными органами. Развитие системы кредитования в сфере агропромышленного комплекса автономного округа имеет свою специфику, без учета которой успешно решать вопросы стимулирования малых форм хозяйствования не представляется возможным.

Кадровое обеспечение


Негативные явления последних лет, повлияли на стихийный отток из села молодых людей, снизился профессиональный уровень оленеводов и специалистов.

По данным кадрового анализа потребность в специалистах составляет от 1000 до 1200, при этом дефицит квалифицированных кадров в сельском хозяйстве составляет от общего числа более 15%.

В рамках целевой окружной программы «Жилище» обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов» осуществляется по принципу софинансирования.

В 2008 году планируется: региональный бюджет – 80 млн. руб., из федерального – 60 млн. руб., будет построено более 4,5 тыс. кв. м. жилья (60 – 70 квартир) для молодых семей и молодых специалистов в сельской местности.

Организационно-управленческая деятельность


Заключены Соглашения о сотрудничестве между Министерством сельского хозяйства и Администрацией ЯНАО по реализации национального проекта и финансированию мероприятий, а также Соглашения о сотрудничестве с муниципальными образованиями автономного округа, где определены целевые и контрольные показатели реализации проекта.

На уровне муниципальных образований разработаны и утверждены программы, сетевые графики по реализации национального проекта. В каждом муниципальном образовании созданы комиссии, определены должностные лица ответственные за реализацию проекта и предоставление отчетности.

В связи с включением оленеводства в национальный проект в 2007 году заключены дополнительные Соглашения между Министерством сельского хозяйства и Администрацией автономного округа, определяющие контрольные показатели численности поголовья северных оленей и софинансирование по поддержке северного оленеводства.

Администрацией автономного округа подписано соглашение с Западно-Сибирским Сберегательным банком России по кредитованию предприятий в рамках реализации национального проекта. Осуществляется контроль по использованию бюджетных средств, оказывается информационно-методическая помощь муниципальным образованиям.

В установленные сроки предоставляется отчетность в департамент экономики и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации с использованием автоматизированных информационно-аналитических систем «Мониторинг и контроль исполнения приоритетных национальных проектов».
Rambler's Top100