Экономический потенциал
Экономика Республики Карелия основывается на переработке местных видов природных ресурсов (лес и недра), использовании туристско-рекреационного потенциала и выгодного экономико-географического приграничного положения. Эти факторы определяют специализацию и региональные особенности экономики республики.
Поступление доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия в 2009 году составило 27,6 млрд рублей, что на 15%, больше, чем в 2008 году. Из общей суммы доходов 72,5% составили собственные доходы консолидированного бюджета Республики Карелия.
На расходы консолидированного бюджета Республики Карелия в 2009 году направлено 31 млрд рублей, что на 6,5% превышает уровень 2008 года.
Важнейшим показателем экономического развития Республики Карелия является валовой региональный продукт (ВРП). В 2004 г. ВРП составил 54,0 млрд руб., в 2005 г. - 76,3 млрд руб., в 2006 г. - 86,4 млрд. руб., в 2007 г. - 104,6 млрд руб., в 2008 г. - 106,7 млрд. руб, в 2009 г. - 98,7 млрд. руб.
Темпы роста заработной платы в целом по республике в 2009 году составили 10,4%, зарегистрированный в Карелии уровень инфляции -10%.
В республике насчитывается более 19 тыс. предприятий и организаций. Инвестиции в основной капитал в 2009 составили 18,7 млрд. руб., среднемесячная начисленная заработная плата - 18342 руб.
Наибольшие темпы роста инвестиционных вложений в последние годы наблюдались в добыче металлических руд, переработке лесоматериалов, производстве пищевых продуктов, электрооборудования и транспортных средств, строительстве, транспорте и связи, энергетике, финансовой и банковской сферах.
По результатам рейтинга IRPEХ "Оценка конкурентоспособности регионов России", проведенного АНО "Институт региональной политики" в 2008 году и представленного в Министерстве регионального развития Российской Федерации, Республика Карелия занимает 38 место и находится в группе регионов, имеющих средний уровень конкурентоспособности.
Республику стали относить к индустриальным регионам с умеренно благоприятным инвестиционным климатом (в основном вследствие высокого и диверсифицированного инвестиционного потенциала).
Основными отраслями промышленности являются: лесозаготовительная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная - 41,2%; черная металлургия - 18,0%; электроэнергетика - 14,8%; машиностроение и металлообработка, цветная металлургия, пищевая промышленность - от 5 до 9 % каждая.
Лесные запасы составляют 973,7 млн. кубометров древесины, из них 370 млн. кубометров - древесина хвойных пород. Расчетная лесосека составляет 10,6 млн. кубометров древесины в год.
На долю республики приходится 10% добываемой в России железной руды, 23% производимой в стране бумаги, 9% целлюлозы, 7,3% деловой древесины, 4% пиломатериалов, около 60% бумажных мешков.
Экономика Карелии, занимающей приграничное положение, сохраняет экспортную ориентацию. По широте географии внешнеэкономических связей, по объему экспорта на душу населения Карелия находится в числе лидирующих регионов России. Более 50% производимой продукции (а по ряду отраслей - до 100%) идет на экспорт. Сальдо внешнеторгового баланса в 2009 г. составило 803 млн. долл., объем экспорта - 1041 млн. долларов, импорта - 238 млн. долларов. Треть внешнего оборота республики приходится на долю Финляндии.
Одним из приоритетных направлений международного сотрудничества стала работа в рамках Балтийского и Баренцева Евро-Арктического регионов, инициирование и сопровождение проектов по линии ЕС. О международном признании успешности данного направления работы свидетельствует присуждение республике звания "Европейский регион 2003 года".
Основные промышленные центры: Петрозаводск, Кондопога, Сегежа, Костомукша, Питкяранта.
Республика Карелия является транзитной территорией. Развитие транспортного комплекса в Карелии связано, прежде всего, с реализацией проектов международных транспортных коридоров ("Архангельского" и "Карельского"), которые войдут в перспективное Евро-Азиатское субширотное транспортное магистральное направление "БЕЛКОМУР" (Белое море-Коми-Урал).
Транспортный комплекс Карелии представлен практически всеми видами транспорта - железнодорожным, автомобильным, внутренним водным и морским, воздушным и трубопроводным. Большая часть транспортных услуг приходится на железнодорожный и автомобильный транспорт, меньшая часть - на водный и воздушный транспорт. В структуре перевозок ключевую роль играет железнодорожный транспорт. На него из 20,9 млн. тонн перевезенных в 2009 г. грузов приходилось 82,2%. Транспортной инфраструктуре Карелии свойственна ярковыраженная транзитность. Развитие транспортной инфраструктуры остается приоритетным направлением экономики Республики Карелия.
С внедрением информационных технологий наиболее динамично развивающейся отраслью экономики следует считать связь и телекоммуникации. На телекоммуникационном рынке услуг республики работает 14 операторов. На территории республики количество абонентов фиксированной местной телефонной связи в 2009 году составило более 215 тыс. единиц, а количество абонентов подвижной радиотелефонной связи - более 908 тыс. единиц. В настоящее время сотовая связь доступна во всех районных центрах Карелии, на основных туристических объектах, таких как о. Кижи, о. Валаам, курорт "Марциальные воды", на автомобильных дорогах федерального и республиканского значения.
Сеть пунктов общественного доступа к сети Интернет насчитывает 176 центров, в том числе 135, созданных на базе почтовых отделений связи, 30 - на базе учреждений культуры, включая библиотеки, 8 - на базе муниципальных учреждений.
Сельское хозяйство республики представлено такими отраслями, как молочное животноводство, форелеводство, птицеводство, звероводство, растениеводство. Основное сельскохозяйственное производство сосредоточено в Кондопожском, Прионежском, Пряжинском, Олонецком, Медвежьегорском и Сортавальском районах. Удельный вес производимой продукции в указанных районах составляет более 70% в валовом сельхозпроизводстве республики.
В Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 г. развитие сельского хозяйства отнесено к приоритетным направлениям. В республике создаются сельскохозяйственные потребительские кооперативы, стимулирующие развитие малого предпринимательства в отрасли, увеличивается количество фермерских хозяйств.