Он пояснил, что сейчас служба собирает данные и ведет анализ, и о результатах говорить пока рано, но есть моменты, которые уже вызывают сомнения. Например, благодаря действиям ФАС нефтяники получили возможность напрямую поставлять керосин в аэропорты, топливно-заправочные комплексы в аэропортах. Накручивавшие до 30 процентов стоимости "горючки" стали исчезать. Благодаря этому доля топлива в цене авиабилетов снизилась с 36 до 24 процентов. Но вместо того чтобы пропорционально снизить цену на билеты, авиаперевозчики, похоже, просто переложили этот люфт на плечи потребителей. И с этим ведомство планирует разобраться, обещает Игорь Артемьев. Кроме того, интересует антимопольщиков и электронная система продажи билетов. Сначала они стоят дешево, потом, по мере приближения даты вылета, дорожают, достигнув максимума, цена застывает. И даже если билеты не распроданы, уже не понижается, даже за день-два. Таким образом, самолеты не заполнены, а пассажиры не могут себе позволить воспользоваться авиалиниями. "Они летают с пустыми креслами, лишь бы эта высокая цена в нашем сознании отпечаталась. Мы это будем квалифицировать. На железной дороге такого нет и на других видах транспорта - тоже, только в авиации", - говорит Игорь Артемьев. И добавляет, что ссылка авиаперевозчиков на то, что такая схема установлена машиной, не принимается, потому что это люди машину программируют.
Завершить анализ ценообразования на пассажирские авиаперевозки ФАС рассчитывает в I квартале 2011 года.
Вскользь рассказал глава ведомства также о третьем пакете поправок в атимонопольное законодательство. В частности, он отметил, что будет исключена уголовная ответственность за согласованные действия, а также за "вертикальные" соглашения (это соглашения между не конкурирующими организациями, а, например, между поставщиками и продавцами). Согласованными будут признаваться действия хозяйствующих субъектов, публично заявивших о планируемом поведении на рынке. Изменится административная ответственность за злоупотребление доминирующим положением. Так, вместо оборотных штрафов введут фиксированные, до 1 миллиона рублей, за злоупотребление доминированием, не связанное с ограничением конкуренции. Впрочем, на естественные монополии "оборотные" штрафы по-прежнему будут распространяться по полной программе. "Например, проблемы с подключением малых предпринимателей к электрическим сетям, когда с них требуют баснословные деньги или просто отказывают, по-прежнему существуют, и мы вынуждены штрафовать монополистов на миллионы долларов, что заставит их не нарушать права другого бизнеса", - сказал глава ФАС. Он также напомнил, что со следующего года все торги госорганов будут проходить через сайты torgi.gov.ru и zsakupki.gov.ru.