Образование — 30 ноября 2010

Какие поправки будут учтены в проекте нового закона "Об образовании"

Версия для печати 2507 Материалы по теме
Какие поправки будут учтены в проекте нового закона "Об образовании"

образование
Завтра на обсуждение общественности должен быть представлен проект закона "Об образовании". Его первоначальный текст появился летом этого года и сразу же вызвал бурю критики. Всего в него было предложено около тысячи поправок.

Так, по словам ректора МГУ Виктора Садовничего, проект был похож на справочник, пересказывающий нормы семейного, трудового права и даже антимонопольного законодательства: "А слишком большое количество декларативных норм может закон "провалить".

Юристы заметили, что в документе содержится много неточностей с точки зрения языка, которым он изложен, есть ошибки в терминах и понятиях. Например, в главе говорится о системе образования, а на самом деле речь идет о структуре.

- В проекте не проработаны положения об уровнях управления образованием, проект не отвечает принципам федерализма, - считает вице-президент Торгово-промышленной палаты Владимир Исаков.

Но основные претензии касались, естественно, содержания образования. Напомним, в проекте констатируется, что высшее образование состоит из "бакалавриата, магистратуры и подготовки специалистов и научно-педагогических кадров". В этой системе будут действовать колледжи, институты и университеты. Колледж предлагает программы бакалавриата (то есть приравнивается к институту), институт - бакалавриата и специалитета, а университет - всех уровней, включая магистратуру, и готовит научные кадры.

Вуз вправе предлагать слушателям программы среднего профобразования, то есть техникума.

Противники возразили: вузы не могут готовить специалистов среднего звена, у них нет ни кадров, ни материальной базы. Как оказалось, в законопроекте вообще не нашлось места для начального профессионального образования и академий.

Российский союз ректоров подготовил поправки, которые заняли 190 страниц. Ректоры не поддержали исчезновение целого уровня образования, а что касается академий, то перевести их в ранг университетов или институтов можно менее "кардинальным" решением - в рамках аккредитации, не упраздняя одним махом две сотни хороших вузов.

В числе других предложений - освободить образовательные учреждения, в том числе и частные, от налога на землю; предоставить льготы собственникам, которые им сдают помещения; вернуть студентам отсрочку от армии, в том числе и тем, кто учится на новых, еще не аккредитованных специальностях; приравнять зарплату преподавателей к средней в экономике. А молодым специалистам платить прибавку к окладу в течение трех лет после окончания вуза.

Много претензий высказали директора техникумов, колледжей и училищ. Они единодушно выступили в защиту начального профобразования и сохранения всех учебных заведений, которые относятся к этому уровню. Идея открыть на их месте центры профессиональных квалификаций, как это предлагает законопроект, поддержки не нашла. И уж, конечно, колледжи ни в коем случае не должны быть под вывеской вузов, иначе будет уничтожена система среднего образования.

Директора предложили дополнить законопроект понятиями "неформальное образование", "спонтанное обучение", "непрерывное профессиональное обучение" и отдельно оговорить "обучение взрослых". Прописывать правила приема, вопросы аттестации, особенности учебных заведений, где дают одновременно среднее профессиональное и общее образование, в законе не стоит - все это есть в федеральных госстандартах.

В Комитете Госдумы по культуре считают, что в новом законе "Об образовании" отдельно должен быть прописан высокий статус художественного образования. В частности, школы искусств следует относить не к системе дополнительного образования, а к предпрофессиональному образованию. И в проект надо внести строку об этом уровне образования.

- По моему мнению, художественное образование должно быть обязательной частью общего образования. И не с теми уродливыми уроками рисования или музыки, которые есть сейчас в школе, где нет никакой музыки. В лучшем случае - ее история или запоминание слов песни, - говорит председатель комитета Григорий Ивлиев.

Заметим, что законопроектом вводятся понятия экспериментальной и инновационной деятельности в образовании, чего прежде не было. Закреплено право образовательных учреждений на получение бессрочной лицензии. И оговорено: через год после ее получения Рособрнадзор может провести выездную проверку соблюдения всех требований. Аннулируется лицензия только по решению суда.

Компетентно

Виктор Блажеев, ректор МГЮА: Новый проект закона "Об образовании", где учтены все поправки Союза ректоров, Совета Федерации, Госдумы, других структур, выносится на всенародное обсуждение, как это было с законом "О полиции". Надеюсь, будет учтено и мое мнение о том, что в первоначальном виде проект больше напоминал инструкцию. К примеру, в главе об аспирантуре было прописано все, вплоть до необходимых для поступления документов. Эти вещи - не уровень закона. После публичного обсуждения рабочая группа, которую, видимо, возглавит один из советников президента, обобщит все мнения и продолжит работу над проектом. Потом он будет внесен в Госдуму.

Как было

  • Вузы: институт - академия - университет.
  • Профобразование: начальное, среднее, высшее.
  • Вне конкурса зачислялись олимпийцы, олимпиадники и 150 категорий льготников.

Как будет

  •  Вузы: колледж - институт - университет.
  •  Профобразование: среднее, высшее. Вместо учреждений НПО - центры профессиональных квалификаций.
  •  Вне конкурса будут зачисляться только олимпийцы и олимпиадники.


Поделиться