Культура — 03 декабря 2010

Лучшим романом года признан «Цветочный крест» Елены Колядиной

Версия для печати 2354 Материалы по теме
Лучшим романом года признан «Цветочный крест» Елены Колядиной

Русский букет литературная премия
Больше всего хотелось бы ограничиться заголовком, подзаголовком и отсылкой к моим заметкам о чудовищном изделии Елены Колядиной. Но никак нельзя -- читатель имеет право узнать, что же случилось, без обращения к газетной подшивке или Интернету. Так вот, случилась катастрофа. Потому что в сочинении, снискавшем награду, едва ли сыщется абзац (страницы точно не сыщется), в котором не было бы вопиющих исторических, теологических и языковых (как грамматических, так и стилистических) ошибок. Если автор может написать «единоутробный сын», не знает, что имя Истома не крестильное, а мирское, не чувствует, что слова «зреть» и «позоры» однокоренные (и запросто вбивает их в одно предложение), полагает, что восьмая часть (чего бы то ни было) меньше десятой, уснащает стилизованный под старину текст «отбоями» и «отлупами» (привет деду Щукарю), то никакие ссылки на «дерзость», «игру», «примитив» и «обаяние» не работают. Всякий вменяемый человек, ознакомившись с опусом, подобным «Цветочному кресту» (журнал «Вологодская литература», 2009, №7), обязан объяснить сочинителю, что тот, возможно, когда-нибудь стяжает успех на любом поприще (от политики до кулинарии), за одним исключением -- в словесности ему делать нечего.

Сочинение «Цветочного креста» -- личная (тяжелая) проблема г-жи Колядиной. Публикация этого кошмара, выдвижение на премию, введение в шорт-лист, подготовка книжного издания (в котором «опытный редактор» учел замечания критиков; ага, проговоренные, а как со всеми остальными?) -- знак нашего общего одичания. Не надвигающегося, а свершившегося. Если редакторы, критики и почтенные судьи в упор не видят оголтелого невежества, то есть становятся на одну панель с автором «Цветочного креста», то о чем тут говорить? В этом безумном мире г-жа Колядина должна быть лауреатом.

Лет десять назад возмущенный довольно сомнительным решением жюри лучший критик той поры, безвременно ушедший Александр Агеев с болью написал: «Никогда еще Букер не падал так низко». Я ответил: «Никогда не говори «никогда». И был не прав. Ибо сегодня уверенно утверждаю: такого дурного (пошлого, антикультурного) решения в букеровской истории не было. И уже не будет. Дно достигнуто.

Поделиться