Социальное обеспечение — 08 декабря 2010

Частные фонды бесплатно ответят на вопросы будущих пенсионеров

Версия для печати 1170 Материалы по теме
Частные фонды бесплатно ответят на вопросы будущих пенсионеров

Вопрос
Негосударственные пенсионные фонды должны ежегодно информировать своих клиентов о том, как формируется накопительная часть их будущей трудовой пенсии, по запросу предоставлять документы и отчитываться о своей деятельности, а также бесплатно консультировать застрахованных по всем вопросам пенсионного страхования, в том числе и об изменениях в нормативной базе.

Это лишь небольшая часть требований, которые предъявляются к НПФ новыми Типовыми страховыми правилами, которые публикуются сегодня в "Российской газете". Документ, утвержденный приказом минздравсоцразвития, очень важный - особенно для тех работников, кто решил доверить формирование своих пенсионных накоплений одному из негосударственных фондов. Не случайно в одном из пунктов документа прямо говорится, что фонд обязан "знакомить застрахованное лицо с настоящими Правилами и со всеми вносимыми в них изменениями".

"Конечно, и до сих пор негосударственные фонды действовали по определенным правилам, - пояснил вчера "Российской газете" советник президента Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) Олег Колобаев. - Но со времени утверждения правительством действующих правил прошло уже шесть лет, и в пенсионной системе произошло много изменений. Принята программа софинансирования пенсий, введено понятие материнского капитала и возможность использовать эти деньги для увеличения накопительной части пенсии. Все это учтено в новом документе".

Действительно, документ четко проговаривает обязанности негосударственных фондов, участвующих в обязательном (государственном) пенсионном страховании, и фиксирует практически все моменты взаимоотношений будущего пенсионера и выбранного им НПФ.

Из 157 НПФ, имеющих лицензию, на сегодняшний день в обязательном (государственном) пенсионном страховании участвуют 102 фонда, уточнил Олег Колобаев.

При каких условиях заключается и, что не менее важно, может быть прекращен договор о пенсионном страховании? Как отвечает фонд по своим обязательствам? Как происходит инвестирование пенсионных средств, поступивших в фонд от клиента и его работодателя, и фиксируется прибыль? Как ведутся пенсионные счета? Ответы на все эти вопросы можно найти в документе.

Большой упор в правилах сделан на то, чтобы обеспечить прозрачность работы частных пенсионных фондов. Так, НПФ обязаны ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности в средствах массовой информации. Они должны сохранять документацию по пенсионным счетам в течение всей жизни застрахованных и фиксированного срока после их смерти. Так же, как это делает государственный Пенсионный фонд, НПФ ежегодно в срок до 1 сентября направляет застрахованным информацию о том, каковы результаты инвестирования их средств, сколько денег в итоге зафиксировано на счете. Кстати, речь идет не только о деньгах, которые перевел в НПФ работник и его работодатель, но также о средствах материнского капитала в том случае, если застрахованный принял решение направить эту сумму на формирование накопительной пенсии.

Кроме того, будущий пенсионер имеет полное право запросить у НПФ все интересующие его документы - устав, страховые правила, полный текст зарегистрированных изменений и дополнений в них, бухгалтерские балансы, заключения аудиторов и актуариев и т.д. Более того, отдельным пунктом в правилах оговорено, что НПФ обязан консультировать застрахованных, отвечать на их вопросы по обязательному пенсионному страхованию, причем совершенно бесплатно. То есть правила предоставляют клиентам НПФ все возможности получить полную и ясную картину того, как работает выбранный ими фонд.

Застрахованный имеет право не только регулярно получать от НПФ информацию о всех расчетах с его деньгами, но и в случае несогласия требовать их исправить. Если спорную ситуацию не удается урегулировать непосредственно с работниками НПФ, правила предусматривают возможность обращения гражданина в суд.

Отдельно прописана ситуация о том, что будет происходить, если НПФ по какой-то причине прекратит существование или сам застрахованный решит передать свои накопления другой организации. Будущему пенсионеру совсем не помешает знать, что если он, к примеру, захочет вернуть свои деньги в государственный Пенсионный фонд, по факту это произойдет далеко не сразу. Правила предусматривают, что НПФ обязан перевести накопления гражданина не позднее 31 марта года, следующего за годом подачи заявления о переводе средств. Если же, скажем, фонд лишается лицензии, он обязан передать пенсионные накопления в течение трех месяцев после принятия решения об аннулировании.

Отражен в документе и такой момент, как выплата негосударственными фондами пенсионных накоплений правопреемникам застрахованных лиц в случае их смерти.

Поделиться