Впрочем, несмотря на столь вопиющие факты, описание которых можно найти в целом ряде статей УК РФ, в прокуратуре ни словом не обмолвились о возможности уголовного преследования г-на Гаева или его подчиненных. А в СКП при этом заявили, что материалы проверки к ним не поступали и оснований для возбуждения уголовных дел нет.
Пока в Генпрокуратуре ограничились лишь тем, что предложили мэру Москвы Сергею Собянину уволить Дмитрия Гаева и взыскать с него причиненные убытки. Однако логика такого хода прокуроров не совсем ясна: на каком основании начальника метрополитена должны снять с должности, если ему не предъявлено никаких законных претензий? А все доводы о том, что начальник метрополитена незаконно присваивал деньги предприятия и допускал нарушения, руководствуясь «корыстными интересами», без уголовного дела или хотя бы гражданского иска так и останутся голословными.
В сообщении, размещенном вчера на сайте Генпрокуратуры, перечислено огромное количество нарушений, которые ревизоры нашли в ходе проверки ГУП «Московский метрополитен». Когда и в связи с чем именно она проводилась, в ведомстве не пояснили, но от этого полученные результаты оказались тем более неожиданными. Хотя в целом логика таких действий и таких выводов понятна. Еще в первые дни после утверждения в должности мэра Москвы Сергей Собянин попросил Счетную палату (СП) РФ провести проверку эффективности расходования госсредств в транспортном комплексе столицы, в том числе и в Московском метрополитене. И Генпрокуратура, очевидно, также решила не оставаться в стороне, сделав свое дело более оперативно. Итоги своей проверки метро и прочих транспортных предприятий столицы СП намерена огласить лишь 28 декабря.
Как выяснили прокуроры, предприятие до сих пор не оформило право хозяйственного ведения на 71 станцию и почти 200 перегонов между станциями метро, а 34 земельных участка, которые правительство Москвы предоставило в аренду ГУП, так и не поставлены на учет, а сами договоры аренды не зарегистрированы. Более того, некоторые положения устава метрополитена, согласно отчету Генпрокуратуры, вопреки закону предусматривают право его руководства сдавать в аренду помещения без согласия собственника, чем оно и занимается с 2000 года.
Надзорное ведомство также коснулось давно наболевшего у москвичей вопроса о постоянном повышении стоимости проезда в подземке. Как говорится в сообщении, руководство метро заключало договоры, «негативно влияющие на формирование тарифов на перевозку пассажиров», и «необоснованно компенсировало их» за счет роста этих же тарифов.
Кроме этого, по данным Генпрокуратуры, предприятие искусственно и необоснованно устанавливало требования к участникам торгов, которые приводили к ограничению конкуренции и сокращению количества их потенциальных участников. «В 2008--2009 годах на оплату услуг по инкассации без конкурса было израсходовано 300 млн руб., по страхованию -- 70 млн», -- указано в отчете.
Отдельная часть сообщения посвящена нарушениям норм безопасности движения поездов и обслуживания пассажиров, что «создает угрозу жизни и здоровью граждан». «За последние два года рост травматизма составил более 12%. Если в 2008 году было травмировано 1742 пассажира, в 2009-м -- 1951, то за 11 месяцев 2010 года цифра выросла до 2075, -- указано в сообщении Генпрокуратуры. -- Не снижается количество падений людей на пути. В 2008 году допущено 149 подобных случаев, в 2009-м -- 150, в 2010-м -- 162. Имели место факты эксплуатации подвижного состава, находящегося в неудовлетворительном техническом состоянии, сбоя графика движения, ошибочных действий поездных диспетчеров, нарушений технологии ремонта состава. На протяжении последних трех лет предприятие допускало многочисленные нарушения при содержании и эксплуатации путей и поездов, резко снизился уровень безопасности их движения. В текущем году в 2,5 раза возросло количество нарушений по причине сна машинистов на рабочем месте».
Особое внимание ревизоры уделили и лично г-ну Гаеву, который возглавляет метрополитен уже более 15 лет и который, по их мнению, «при исполнении своих обязанностей действовал недобросовестно, ущемляя интересы унитарного предприятия, в том числе в целях личного обогащения». По данным прокуратуры, он создал систему, при которой различного рода технические разработки, поставленные и внедренные за счет средств ГУП, в ущерб интересам возглавляемого им предприятия оформлялись как его личные изобретения.
Стоит сказать, что Дмитрий Гаев действительно числится автором или соавтором целого ряда изобретений, применяемых в московском метро. Среди них способ возведения станции глубокого заложения, способ прокладки тоннеля, охладители вентилируемого воздуха, вентиляционный киоск метрополитена, автоматы для продажи билетов и другие.
Так вот, как утверждают в Генпрокуратуре, «используя полученные за счет средств госпредприятия результаты, он стал патентообладателем и начиная с 1999 года получил 112 млн руб. от возглавляемого им ГУП (12 млн руб. первоначально и по 10 млн руб. ежегодно)». Правда, какие именно изобретения в обход закона оформил на свое имя г-н Гаев, в ведомстве не уточнили. В Генпрокуратуре также заявили, что в ходе проверки были выявлены и другие нарушения, «свидетельствующие о наличии корыстного интереса Дмитрия Гаева и других руководителей ГУП «Московский метрополитен».
Сам Дмитрий Гаев заявил, что ничего о результатах проверки не знал и услышал об этом только по радио. По его словам, прокурорская комиссия работала в столичном метрополитене в течение полутора месяцев, но никаких справок по итогам он не получал. Обвинения в свой адрес глава метрополитена комментировать отказался, заявив, что «будет разбираться».
Впрочем, нет ничего удивительного, что тучи над головой Дмитрия Гаева начали сгущаться именно сейчас, поскольку его можно назвать своего рода подземным альтер эго Юрия Лужкова. По крайней мере, именно с подачи последнего г-н Гаев в 1995 году возглавил ГУП «Московский метрополитен». И судя по тому, что он не только все это время был бессменным начальником подземки, но и беспрепятственно реализовывал все свои «новаторские» идеи, он явно пользовался полным доверием градоначальника. Напомним, что столичная подземка является крупнейшим активом города, ее стоимость оценивается по меньшей мере в 700 млрд руб. К тому же ГУП «Московский метрополитен» всегда было распорядителем крупных финансовых дотаций из городского бюджета. Правда, г-н Гаев постоянно сетовал на нехватку финансирования.
Под руководством г-на Гаева была открыта Люблинская линия метро, линия легкого метро в Бутове и ответвление к московскому международному деловому центру «Москва-Сити». Не так давно были открыты такие долгострои, как новый участок Люблинской линии от станции метро «Чкаловская» до станции «Трубная», станция «Сретенский бульвар» (2007), а также новый участок Арбатско-Покровской ветки от станции «Парк Победы» до «Строгино» (2008) и «Митино» (2009).
Причем проблемы столичного метро оказались нечуждыми и детям г-на Гаева. Его сын Владимир является гендиректором компании «Ситроникс Смарт Технологии» -- «дочки» «Ситроникса», которому принадлежит завод «Микрон», поставляющий бесконтактные проездные билеты в метро. Сам Дмитрий Гаев с 2005 года является членом совета директоров ОАО «Ситроникс». Компания же, которую возглавляет его сын, как говорится на ее сайте, является ведущим производителем смарт-карт для телекоммуникационной отрасли, банков, госструктур, соцстрахования и здравоохранения. А дочь г-на Гаева Анастасия, как сказано в ее недавнем интервью одному из интернет-изданий, владеет компанией «Анника групп» -- единственной в Москве имеющей лицензию на производство и продажу сувенирной продукции с символикой Московского метрополитена. Основу ассортимента фирмы составляют магниты, постеры, брелоки, кружки и футболки с логотипом метро и его схемой.
Но при всем этом начальнику столичной подземки так и не удалось решить проблему колоссальной перегрузки скоростной транспортной системы. Начиная примерно с 2000 года восьмимиллионный ежедневный пассажиропоток метрополитена превысил пропускную способность московской подземки, рассчитанной на 6--6,5 млн человек. Общество защиты прав потребителей неоднократно обвиняло руководство метрополитена в нарушении санитарных норм, например в части соблюдения температурного режима, а также в повышенном травматизме пассажиров.
Г-н Гаев запомнился еще и своими неоднозначными идеями, проявившимися в ходе реконструкции старейших станций метрополитена. Этот выпускник Высшей партийной школы КПСС в 2009 году продемонстрировал свое особое отношение к Сталину, вернув его имя под свод арки вестибюля станции «Курская-кольцевая». Столичная общественность сочла восстановление цитаты из первого варианта советского гимна прямым восхвалением сталинизма.
Крайне негативная оценка деятельности г-на Гаева общественностью, непрозрачная система управления огромными финансовыми потоками и при этом постоянное требование ассигнований в какой-то момент стали сказываться и на отношении к нему со стороны бывшего мэра. Минувшим летом Юрий Лужков, увидев новую, весьма скромную, программу развития метро, даже заявил о необходимости «ссадить Дмитрия Гаева с его пьедестала». Однако в своем кресле г-н Гаев усидел дольше бывшего градоначальника. Новый мэр Сергей Собянин хотя и резко критиковал работу метростроевцев, но пока о намерениях сменить руководителя подземки не заявлял.
Представители «Единой России» в Мосгордуме, которая ежегодно, голосуя за городской бюджет, по сути, одобряла финансовую поддержку метрополитена, как вчера признал лидер фракции единороссов Андрей Метельский, находятся в «глубоком шоке». «Представлены такие серьезные обстоятельства и обвинения, что если это правда, то Дмитрий Гаев должен дать свои объяснения», -- сказал он, отметив, что до сих пор знал г-на Гаева исключительно как «высокопрофессионального и порядочного человека». Г-н Метельский также высказал недоумение, почему столь серьезные нарушения вскрылись только сейчас: «До сегодняшнего момента все всех устраивало, в том числе и Генпрокуратуру?! А ведь он работает на своем посту не первый год».