Вчера премьер-министр Владимир Путин сообщил, что трудовые пенсии с 1 февраля текущего года будут проиндексированы на 8,8%. При этом, как уверила глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, такая индексация «не потребует каких-то дополнительных вливаний из федерального бюджета». «В законе о бюджете было зафиксировано, что индексация составит 8%. Но с учетом того, что, по данным Росстата, фактический индекс роста потребительских цен за 2010 год составил 8,8%, мы пересмотрели параметры индексации», – сообщила Голикова. По ее данным, без учета дополнительных выплат средний размер трудовой пенсии составит теперь около 8,5 тыс. руб., у ветеранов Великой Отечественной войны средняя пенсия достигнет примерно 20,3 тыс. руб. На обеспечение индексации потребуется 277 млрд. руб. в расчете на год.
Также министр отметила, что, по предварительным оценкам прошедший период можно назвать для ПФР достаточно успешным. О своих успехах отрапортовало вчера и само руководство фонда. Успехи касаются реализации программы государственного софинансирования пенсии. Сумма взносов участников программы выросла в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 1,1 млрд. руб. и составила 3,6 млрд. руб. В 2010 году в программу вступили почти 2 млн. россиян, что на 700 тыс. человек больше показателя 2009 года. Общее количество участников программы – 4,2 млн. человек, или 3% населения страны.
Впрочем, успехи эти весьма скромные, учитывая, что население страны довольно хорошо информировано. По данным Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ), о программе государственного софинансирования пенсии знают почти две трети граждан РФ. Так что достижения ПФР кажутся скорее провалом.
Этот факт независимые эксперты объясняют просто: государство не может справиться с инфляцией, свидетельство тому – очередная индексация пенсий. Поэтому для простого гражданина накопительная пенсионная система невыгодна в принципе. Касается это и программы софинансирования. Даже если все отложенные средства будут удвоены государством, как и обещано программой, достойную старость будущему пенсионеру они все равно не обеспечат. Единственная временная польза от таких накоплений – это сиюминутная помощь самому ПФР, латающему дыры в бюджете сегодня, но с трудом гарантирующему достойную пенсию старикам завтра.
Простой математический расчет показывает: даже если покупательная способность внесенной в рамках программы максимальной суммы – 12 тыс. руб. – сохранится в течение нескольких десятилетий, то прибавка к пенсии будущего пенсионера составит максимум 200 руб. в месяц, или 2,5 тыс. руб. в год. Однако такого в российской истории еще никогда не было. Если же инфляция в течение десятилетий будет на уровне хотя бы 2% в год, то сегодняшние взносы гражданина рискуют сгореть примерно наполовину. И прибавка к пенсии составит тогда 50 руб. в месяц, или 630 руб. в год (подробнее – см. «НГ» от 22.12.10). Но даже эти 2% годовой инфляции тоже кажутся пока что утопическими.
Как объяснила член бюджетного комитета Госдумы, бывший министр труда и социальной политики Оксана Дмитриева, программа государственного софинансирования пенсии привлекла бы чуть больше людей, если бы она оказалась выгоднее, чем, например, система негосударственного пенсионного обеспечения. Однако в этой программе потери доходности фактически еще неизбежнее, чем у негосударственных пенсионных фондов (НПФ).
Напомним, средняя ежегодная доходность НПФ колеблется от минус 10% до плюс 13% годовых. «Программа софинансирования была бы относительно эффективна, если бы третью часть средств вносил работодатель, – добавила Дмитриева. – Но те компании, в которых работодатель мог делать дополнительные вложения, предпочли работу с НПФ. В итоге в программу вступил действительно очень небольшой процент населения. И теперь она скорее всего будет постепенно сворачиваться, а значит, будет снижаться и ее надежность».
«Система софинансирования – это скорее попытка государства пополнить Пенсионный фонд за счет средств граждан, – полагает, в свою очередь, гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. – То есть никакого реального софинансирования не происходит. Позитивные изменения в пенсионной системе возможны только тогда, когда в стране будет достигнут определенный уровень производительных сил, когда будут увеличены реальные доходы работающего населения. Именно это принесет увеличение пенсионных отчислений и без всякого софинансирования».