Законы№2 Февраль 2011 — 15 марта 2011

Финансовые аспекты реализации Федерального закона «О транспортной безопасности» (Часть II)

Версия для печати 9688 Материалы по теме
Финансовые аспекты реализации Федерального закона «О транспортной безопасности» (Часть II)

Красницкий
Петухов
Паршиков
Юрий Борисович КРАСНИЦКИЙ, заместитель начальника управления ФСТ России

Михаил Валериевич ПЕТУХОВ, начальник отдела ФСТ Росси

Геннадий Петрович ПАРШИКОВ, начальник отдела ФСТ России

О тарификации услуг по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

Как уже отмечалось в Части I1 настоящей статьи, Федеральным законом «О транспортной безопасности» учрежден новый вид экономической деятельности — оказание услуг по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее — оценка уязвимости). Причем законодатель определил, что этот вид экономической деятельности подлежит государственному регулированию посредством установления тарифов определенного уровня. В связи с этим перед Федеральной службой по тарифам (далее — ФСТ России) возник целый ряд методологических вопросов в части тарификации данного вида услуг, решая которые можно построить методику расчета указанных тарифов и правила их применения.

Как известно, основой для установления любой цены (тарифа) должна служить технологическая карта производства товаров, работ или услуг. В нашем случае технологической картой будут являться порядок и методики проведения оценки уязвимости, на основе которых необходимо разработать типовые отраслевые нормы времени на выполнение необходимых видов работ при проведении оценки уязвимости. При этом, как мы уже отмечали в предыдущей статье, всем объектам транспортной инфраструктуры и типам транспортных средств должны быть присвоены соответствующие категории с набором определенных требований. Имея эти нормативные документы, ФСТ России приступит к разработке методики по расчету соответствующего тарифа. Только тогда, когда имеющаяся технология исполнения работ будет расценена, специализированная организация как исполнитель Федерального закона «О транспортной безопасности» может выйти на объект транспортной инфраструктуры, то есть к заказчику услуги, и выполнить свою функцию по оценке уязвимости, подтвердив или опроверг­нув присвоенный объекту уровень защищенности.

Что в настоящее время сделано в области разработки технологии проведения работ по оценке уязвимости? Минтранс России утвердил порядок проведения оценки уязвимости. Однако данный порядок носит, на наш взгляд, декларативный характер и обязательно должен быть преобразован в соответствующие методики, которые до настоящего времени отсутствуют, не формализована сама процедура проведения оценки уязвимости. Категории защищенности объектов транспортной инфраструктуры с соответствующими требованиями еще не разработаны и не установлены. Минтрансом России разработаны и проходят процедуру государственной регистрации отраслевые типовые нормы времени по оценке уязвимости. В условиях, когда отсутствуют статистические показатели и данные бухгалтерского учета о деятельности организаций по оценке уязвимости, не разработана до конца технология ее проведения, ФСТ России пошла своим путем, о котором подробнее чуть позже.

Специфика функционирования любого сегмента рынка производства товаров, работ и услуг определяет особенности формирования тарифов и выбор методов их расчета. При государственном формировании тарифа необходимо учитывать:

  • баланс интересов участников данного сегмента рынка;
  • себестоимость выполняемой работы, услуги;
  • соотношение спроса и предложения;
  • уровень конкуренции;
  • границы платежеспособности потребителя.

Понятно, что себестоимость работ (услуг) рассматривается регулирующим органом как допустимая нижняя граница тарифа.

Все многообразие существующих в теории и на практике способов установления тарифов можно свести к трем основным подходам формирования тарифов:

  • затратный;
  • доходный;
  • сравнительный.

ФСТ России при выборе метода расчета тарифа на услугу по оценке уязвимости остановилась на затратном способе, считая его приемлемым по следующим основаниям:

  • данный метод наиболее простой и часто употребляемый коммерческими структурами. Его сущность заключается в следующем: «средние издержки + средняя прибыль»;
  • он позволяет определить справедливый уровень тарифа, то есть учесть баланс интересов участников рынка;
  • указанный метод основан на определении себестоимости как суммы всех прямых и косвенных затрат в расчете на единицу продукции, работ и услуг, а потому полнее учитывает цену производства.

Регулирование тарифов на услуги по проведению оценки уязвимости, как и любого другого регулируемого тарифа (цены), должно осуществляться на основе раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, то есть организации необходимо отделить финансовые результаты по оценке уязвимости от других видов деятельности. Метод, при помощи которого будет происходить это разделение, организация определяет самостоятельно в своем приказе об учетной политике. 

Поскольку услуга по оценке уязвимости не может быть измерена в тоннах, километрах и других натуральных величинах, то ФСТ России предложила исчислять тариф в виде ценовой ставки (Тцс) на единицу времени, необходимого на выполнение данной услуги. Тариф рассчитывается следующим образом:


Тцс = НВВг / Фг (руб./час), где:

НВВг — планируемая необходимая валовая годовая выручка, рассчитываемая как сумма планируемых расходов и планируемой прибыли специализированной организации при проведении оценки уязвимости объектов транспортного комплекса;

Фг — планируемый годовой фонд рабочего времени специалистов (производственного персонала), рассчитанный как произведение количества специалистов на норму рабочего времени, определяемую на год в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 13 августа 2009 г. № 588н «Об утверждении Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю».

Такой тариф будет «привязан» к соответствующей территории, на которой расположен объект транспортного комплекса, с учетом экономической, транспортной, демографической и другой специфики территории.

Как будет применяться такой тариф? Стоимость конкретного вида работы (Сk) рассчитывается как произведение тарифа (ценовой ставки), времени (нормы труда) проведения конкретного вида работы (в часах) и объема конкретного вида работы. Тогда формула выглядит следующим образом:

Ck = Тцс х  х Vk , где:

Тцс — тариф (ценовая ставка) для специализированной организации, утвержденный приказом ФСТ России. Величина ценовой ставки специализированной организации определяется в соответствии с Методическими указаниями;

tk — время (норма труда) проведения конкретного вида работы. Количество времени установлено в Отраслевых типовых нормах времени (в минутах);

60 — количество минут в одном часе;

Vk — объем конкретного вида работы в единицах измерения (количество страниц, квадратных метров, погонных метров и т. д.);

k — количество конкретных видов работ в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами труда.

Далее определяется стоимость договора на оказание услуги как суммы стоимостей конкретных видов работ.

Пример

Чтобы было нагляднее, давайте рассмотрим условный пример. Некая аккредитованная специализированная организация ООО «АВС» подает заявку в ФСТ России на проведение оценки уязвимости, например, на территории Московской области. ФСТ России своим приказом установит для проведения оценки уязвимости на любых объектах транспортного комплекса, расположенных на территории Московской области, тариф (ценовую ставку) в размере (условно) 499,00 руб./час. Произведем расчет стоимости конкретных видов работ, входящих в состав услуги и выполняемых ООО «АВС» при проведении оценки уязвимости, например, объектов транспортной инфраструктуры автотранспортного предприятия с учетом фактического объема работы: 

изучение генерального плана объекта, технического паспорта объекта, планов территории, изучение состава объекта (сооружений и технологического оборудования, их балансовой стоимости), порядка и состава технологических операций (C1.1) при фактическом объеме 54,5 листа (55 полных листов), тогда:

C1.1 = Тцс х  х V1.1=499 х  х55 = 1372,25 ≈ 1372,00 руб.

***

составление рабочих результатов (промежуточное документирование) изучения проектной, технической, технологической документации и документов информационного характера (С1.6) при фактическом объеме 19,3 листа (19 полных листов), тогда:

С1.6 = 499 х  х 19 = 1738,18 ≈ 1738,00 руб.

***

обследование периметра объекта и его ограждения с фотосъемкой отдельных участков (С3.1) при фактическом объеме 1685 погонных метров (1 единица измерения равна 100 погонным метрам), то есть V3.1 = 1685/100 = 16,85 (17 полных единиц), тогда:

С3.1 = 499 х  х 17 = 706,91 ≈ 707,00 руб.

***

подписание акта приемки-передачи о выполнении услуги по оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (С5.15) при фактическом объеме 9,6 листа (10 полных листов), тогда:

С5.15 = 499 х  х 10 = 5405,83 5406,00 руб.

***

Расчет общей стоимости услуги по договору (Су), выполняемой ООО «АВС», составит: 

Су = 1372,00 +…+ 1738,00 +…+ 707,00 +…+ 5406,00 = 100 001,00 руб.

Контроль за правильным применением тарифа на проведение оценки уязвимости

Федеральным законом «О транспортной безопасности» функция контроля за правильным применением тарифа на проведение оценки уязвимости возложена на ФСТ России. Однако ФСТ России не имеет территориальных органов. При прогнозируемом значительном количестве специализированных организаций (см. Часть I настоящей статьи) обеспечение выполнения контрольной функции силами центрального аппарата службы на всей территории Российской Федерации не представляется возможным. ФСТ России предлагала делегировать часть контрольных функций на уровень субъектов РФ с тем, чтобы органы исполнительной власти регионов совместно с федеральными структурами участвовали в реализации требований Закона «О транспортной безопасности». По нашему мнению, отсутствие субъектов РФ среди исполнителей данного закона не способствует его успешному выполнению.

О Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте и финансовых проблемах субъектов РФ при ее реализации

После трагических событий 29 марта 2010 года на московском метрополитене Президент РФ своим Указом от 31 марта 2010 г. № 403 обязал Правительство РФ создать комплексную систему обеспечения безопасности населения на транспорте. В результате была разработана Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте на 2010–2013 годы (далее — Программа), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1285-р (с изменениями от 20 декабря 2010 г. № 2341-р) (см. рис. 1).

Программой определены основные направления деятельности (см. рис. 2): 

  • категорирование объектов транспортного комплекса с определением требований к ним;
  • оценка уязвимости объектов транспортного комплекса на основании установленных категорий объектов и предъявляемых к ним требований;
  • планирование мероприятий по совершенствованию системы обеспечения безопасности населения на транспорте на основе результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортного комплекса;
  • дооснащение систем обеспечения безопасности населения на транспорте в соответствии с разработанными планами.

На осуществление этих мероприятий в Программе предусмотрено финансовое обеспечение в размере 54 223,4 млн руб., в том числе за счет собственных средств субъектов транспортного комплекса — 7474,2 млн руб.

рис 1
рис 2
В субъектах РФ основными перевозчиками населения являются муниципальные транспортные предприятия, включая метрополитены. В Программе для субъектов РФ предус­матривается софинансирование мероприятий из средств федерального бюджета в виде субсидий, при этом не раскрыт механизм (правила) их предоставления. В федеральном бюджете на 2010–2013 годы указанные субсидии не предусмотрены.

Каковы размеры софинансирования? В 2010 году в пяти субъектах РФ (городах Москве и Санкт-Петербурге, Московской, Тверской и Ярославской областях) ФСТ России совместно с агентствами Минтранса России в рамках апробации методик по установлению тарифов на услуги по оценке уязвимости объектов транспортного комплекса проведены экспертные оценки стоимости указанных услуг на муниципальных транспортных предприятиях. Например, экспертная оценка стоимости работ по оценке уязвимости только на объектах ГУП «Мосгортранс» составила 150 млн руб., на объектах ГУП «Мосавтотранс» — 100 млн руб.

По нашему мнению, в этих субъектах РФ как наиболее подготовленных целесообразно реализовать пилотные проекты, в рамках которых будут предоставляться услуги по оценке уязвимости объектов транспортного комплекса на основе установленных ФСТ России тарифов с одновременной отработкой правил субсидирования расходов на эти услуги. Контроль за осуществлением пилотных проектов поручить рабочей группе, в состав которой включить специалистов Минтранса России (координатор Программы), Минфина России и ФСТ России (разработчик тарифов). Рабочую группу, например, создать при профильном комитете одной из палат Федерального собрания. Финансирование пилотных проектов предлагаем осуществить за счет дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов РФ на 2011 год.

В дальнейшем в этих субъектах РФ на основе полученных результатов оценки уязвимости нужно провести пилотные проекты по планированию мероприятий и дооснащению транспортных предприятий системами защиты с определением правил субсидирования этих мероприятий. При четкой организации пилотных проектов можно уложиться в сроки, определенные Программой. 

В Программе не всегда выдерживается технологическая последовательность действий по обеспечению безопасности населения на транспорте. Например, на дооснащение систем безопасности метрополитенов уже в 2010 году выделено из федерального бюджета 3 млрд руб., а категорирование метрополитенов и оценка их уязвимости с планированием мероприятий по обеспечению транспортной безопасности будет проводиться позднее. По нашему мнению, нарушение технологической цепочки может привести к неэффективному расходованию бюджетных средств и затруднить выполнение поставленной в Программе цели — обеспечение безопасности населения на транспорте. 

В одном из следующих номеров «Бюджета» мы расскажем о проблемах тарификации специализированных организаций, оказывающих услуги по проведению оценки уязвимости. 

Поделиться