ЖКХ — 28 февраля 2011

Реформе ЖКХ дадут законный фундамент

Версия для печати 1613 Материалы по теме
Реформе ЖКХ дадут законный фундамент

ЖКХ
Всероссийская реформа ЖКХ стартовала, причем достаточно неплохо. Но, чтобы не сбавить темп, реформе требуется подробно прописать правила игры для всех без исключения ее участников. Сделать это надо в сжатые сроки – такое решение было принято на прошедшем в Совете Федерации заседании Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию ЖКХ на тему «Проблемы законодательного обеспечения работы ТСЖ, управляющих компаний и других участников рынка управления жилой недвижимостью».

Открывая расширенное заседание совета, спикер Совета Федерации Сергей Миронов особо подчеркнул: «Именно от законодательного регулирования деятельности ТСЖ, управляющих компаний и других участников жилищного рынка зависит бесперебойное получение воды, тепла и энергии, состояние подъездов и улиц. То, что во многом определяет качество жизни наших граждан, – отметил глава Совфеда. – А все существующие сегодня проблемы – результат тотальной безответственности компаний и чиновников, в результате которых люди не могут реализовать свои жилищные права в полном объеме».

Спикер Совета Федерации подчеркнул, что в свое время Жилищный кодекс продекларировал права собственников жилья, но полноценных механизмов по их реализации до сих пор нет. И в связи с этим необходимо закрепить единообразные требования к управляющим компаниям и стандартам их деятельности. В частности, должен быть разработан типовой договор на обслуживание многоквартирного дома (МКД). И следует законодательно обязать управляющие компании, работающие в сфере ЖКХ, ежеквартально публиковать информацию о расходовании средств, поступивших от жильцов.

Сергей Миронов напомнил, что законопроект, нацеленный на решение многих из перечисленных проблем, уже прошел процедуру первого чтения в Госдуме. Однако, по его словам, работы еще много, и работы неотложной – надо приложить все усилия, чтобы устранить недостатки законопроекта к последующим чтениям, дополнить его новыми предложениями.

Кстати, в работе заседания совета приняли участие практически все заинтересованные стороны: представители Госдумы, Фонда содействия реформированию ЖКХ, Минрегионразвития, департаментов ЖКХ Москвы, Санкт-Петербурга, ассоциаций ТСЖ и ЖСК, руководители управляющих компаний. Так что недостатка в комментариях и предложениях не было.

По мнению большинства участников заседания, окончательно перекладывать основную ответственность за контроль и состояние дел в ЖКХ с государства на бизнес явно преждевременно. Процесс должен быть постепенным, а задача государства – сделать жилищно-коммунальную отрасль понятной и привлекательной для добросовестного бизнеса.

Как отметил глава Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин, государство не отказывается и «помочь материально»: на капремонт и переселение из аварийного жилфонда в текущем году будет выделено 35 млрд. руб. «Главная задача сегодня, – подчеркнул Цицин, – не останавливать процесс капитального ремонта жилья, ведущийся в регионах. А важнейшая роль в нем принадлежит управляющей компании». За период реформирования ЖКХ с 8,8 до 50% выросло количество частных УК, создано 56 саморегулируемых организаций в 44 регионах страны.

Закон теперь нужен, чтобы усилить ответственность УК и роль государства, в частности, в виде жилищных инспекций, убежден Константин Цицин. К организациям, планирующим работать в сфере ЖКХ, должны предъявляться особые требования как по профессиональным, так и по финансовым параметрам. Но пока ни государство, ни органы местного самоуправления не имеют реальных полномочий в отношении УК, не имеют законных рычагов влияния на недобросовестных участников рынка. Все это серьезно тормозит процесс реформы – в частности, в отдельных регионах власти боятся брать на себя какую-либо ответственность за этот трудноуправляемый механизм.

В свою очередь, председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский заострил внимание сенаторов на том факте, что «ЖКХ осталось единственной сферой российской экономики, где нет рыночных отношений».

Незамедлительного решения требует проблема взаимоотношений с поставщиками энергоресурсов, поскольку сложившаяся на сегодняшний день в этой сфере практика является едва ли не основным фактором, сдерживающим развитие малого и среднего бизнеса по управлению МКД. В целях оптимизации и снижения размера тарифов необходимо предоставить объединениям управляющих организаций возможность участвовать в обсуждении процесса тарифообразования. А ресурсоснабжающим организациям – теперь уже во избежание злоупотреблений со стороны управляющих компаний – должно быть дано право оказывать услуги населению напрямую, получая средства непосредственно от жителей.

В то же время налицо и социальная инертность собственников жилья, которых, видимо, тоже стоит «подбадривать» законодательным образом. Например, на уровне закона до сих пор не определен перечень видов работ по содержанию и ремонту МКД, влияющий на безопасность проживания и пребывания в нем людей, выполнение которого необходимо вне зависимости от решения общего собрания собственников и подлежит обязательному включению в состав платы за содержание и ремонт общего имущества.

«Государство обязано регулировать деятельность потенциально опасных сфер, каковой является для людей коммунальное хозяйство», – считает Плескачевский. При этом он заметил, что путей госконтроля два: лицензирование или саморегулирование. Именно из этого надо исходить, разрабатывая законодательную базу.

По итогам заседания, чтобы не превращать все в пустую говорильню, всем заинтересованным сторонам были предложены конкретные рекомендации. И если в парламенте услышат мнения специалистов, то шанс на то, что законодательная база в сфере ЖКХ у нас будет работоспособной и соответствовать требованиям действительности, все-таки есть. Что не может не вселять оптимизма.

Поделиться