Законы — 09 марта 2011

Госзаказ размещают под честное слово

Версия для печати 1550 Материалы по теме
Госзаказ размещают под честное слово

госзаказ
Минэкономики опубликовало концепцию проекта закона "О федеральной контрактной системе", который призван заменить действующий закон "О госзакупках". Идея Минэкономики и Высшей школы экономики — стандартизировать, систематизировать и частично централизовать процесс закупок, смягчив избыточно жесткие положения закона. "Презумпция добросовестности" госзаказчика, заложенная в проект, критикуется Федеральной антимонопольной службой и Институтом Гайдара — там считают, что такое ослабление действующего режима госзакупок, в котором в 2010 году проведено сделок на сумму порядка 5 трлн руб., не столько повысит эффективность госзакупок, сколько поддержит коррупцию рублем.

Концепция законопроекта "О федеральной контрактной системе" опубликована Минэкономики 5 марта, в тот же день соавторы—разработчики документа из Высшей школы экономики (ВШЭ) представили "преконцепцию", которая использовалась Минэкономики, на круглом столе рабочей группы по коррекции "Стратегии-2020". Напомним, закон о ФКС призван, с одной стороны, развить идеи, заложенные в законе 94-ФЗ "О госзакупках", в более широком плане — от планирования госзакупок до контроля над ними, с другой стороны, отменить действующий закон, вызывающий с момента своего внедрения в практику в 2008 году резкую критику госзаказчиков. 

Концепция закона о ФКС предполагает отступление от норм 94-ФЗ. Проректор ВШЭ Александр Шамрин, представляя проект, пояснил: "При написании концепции мы исходили из презумпции добросовестности заказчика". 

По его словам, 94-ФЗ ограничивает возможности для злоупотреблений, но создает проблемы для добросовестного заказчика. "Мы считаем своим долгом сбалансировать снижение коррупции, повышение качества и экономию бюджетных средств",— заявил он. Концепция проекта расширяет виды госзакупок за счет открытых и закрытых двухэтапных конкурсов, электронных аукционов и одноэтапного конкурса с предварительным квалификационным отбором, а также "конкурентных переговоров". 

Напомним, закон 94-ФЗ требует осуществлять по формализованной и плохо обходимой системе все госзакупки, объем которых в бюджете составил в 2010 году порядка 5 трлн руб. С одной стороны, жесткость формулировок закона, в основном отстаиваемая Федеральной антимонопольной службой (ФАС), несколько снижает возможность откатов и прямой коррупции. С другой стороны, та же жесткость не позволяет госзаказчику ограничивать круг исполнителей контракта и в целом сокращает возможности договариваться с ними: логика 94-ФЗ объявляет закупки государством товара или услуги по наименьшей цене наиболее эффективными. Предквалификация и двухэтапные конкурсы сейчас категорически запрещены, "конкурентные переговоры", вероятно, призваны заменить наиболее популярный сейчас вид организации госзакупки — "запрос котировок". 

ФАС уже 5 марта выступила против самой идеи закона о ФКС. "Вместо того чтобы заниматься созданием межгалактической ФКС, следует сосредоточиться на правке действующего 94-ФЗ",— заявил представитель ведомства Михаил Евраев, напомнив: ФАС уже подготовила пакет поправок, "учитывающих все претензии к документу". В числе новаций, предлагаемых параллельно и ФАС, и Минэкономики—ВШЭ, спецпроцедуры для закупки дорогих товаров и предметов роскоши, ценовые нормативы для ведомств, частичная централизация госзакупок. 

Впрочем, сама по себе идея Минэкономики и ВШЭ шире, чем просто правка 94-ФЗ,— это создание сквозной системы планирования, размещения и контроля за госзакупками и госзаказом в целом, который должен осуществлять уполномоченный федеральный орган. Законопроект не содержит прямо указания на радикальную централизацию госзакупок и изъятие у министерств права самостоятельно распоряжаться частью госбюджета, однако содержит отсыл к системе госзакупок в США, которая управляется офисом государственного заказа. Задачей гипотетического органа должно стать и планирование госзакупок, и ведение федеральных библиотек ориентировочных контрактов и методик определения цен, и планирование и внешний контроль за исполнением госконтрактов. 

Кроме того, Минэкономики и ВШЭ (университет, отметим, в своих документах в гораздо меньшей степени настаивает на централизации) предлагают повысить ответственность госзаказчика за планирование и результаты госзакупок, создать систему приемки результатов исполнения госконтрактов и т. д. В целом идеология будущего закона о ФКС — усилить и централизовать контроль за госзакупками на стадии их планирования и исполнения, дав госзаказчикам больше, чем 94-ФЗ, свободы при выборе формы госконтракта и способа проведения торгов. Так, для мелких типовых госзакупок ФКС предусматривает даже "электронные магазины" и "длящиеся контракты" с бесконкурсно пролонгируемыми договорами. В этих рамках и предлагается предквалификация в рамках конкурсов на "технически сложную и инновационную продукцию, НИР, НИОКР и технологические работы, капстроительство, закупки в сфере культуры, обороны и безопасности". 

Идея ослабить жесткость режима госзакупок в обмен на их систематизацию вызывает критику сразу с двух сторон. На круглом столе 5 марта проект Минэкономики представители Института экономической политики имени Гайдара прокомментировали так: "Исходя из презумпции добросовестности заказчика, закон о госзаказе вообще не нужен — достаточно Гражданского кодекса". Смысл закона 94-ФЗ, по мнению в ИЭП, именно ограничения, препятствующие "злоупотреблениям" при госзакупках: неудобство закона для госзаказчика есть цена антикоррупционного эффекта. 

С другой стороны, создание института "госпланирования" госзакупок, как выяснилось, не слишком нравится Минфину. По мнению его экспертов, все новации, рекомендованные ВШЭ в этой области, уже содержатся в утвержденной правительством программе по повышению эффективности расходования бюджетных средств. Минэкономики вместе с Минфином сейчас ведут масштабную работу по согласованию госпрограмм, которые, как предполагалось в 2009-2010 годах, уже в 2012 году заменят федеральные целевые программы (ФЦП), но пока ведомства сомневаются в том, что общий переход на госпрограммы, предполагающие свои механизмы контроля над ценообразованием при госзакупках и свои способы контроля эффективности расходования госсредств, будет полноценно зафиксирован в бюджете на 2012-2014 годы. Минфин пока напрямую никак не относится к идее "ослабления" режима 94-ФЗ или его отмене, однако явно будет сопротивляться идее Минэкономики перехватить контроль над финансовым планированием в правительстве через контроль над госзакупками. 

Концепция законопроекта Минэкономики и ВШЭ вполне в русле тенденций последних пяти лет в госрегулировании. Так, проект Минэкономики предполагает в качестве "венца" проекта создание Единой информационной системы ФКС, составляющей "электронного правительства". Но в проекте ФКС, в отличие от соответствующего логике и практике ФАС идеологически прямолинейного 94-ФЗ, Белый дом может увидеть не только будущую идеальную планово-контрольную систему госзаказа, но и особые правила для размещения строительного, культурного, технически сложного и научного госзаказа (не менее 40% всех госзакупок). В этих сферах 94-ФЗ вызывает больше всего критики как неэффективный. Но именно в этих 2 трлн руб. в год и сконцентрированы крупнейшие коррупционные потоки во всей системе госзакупок. 


Поделиться