ЖКХ — 17 марта 2011

ФАС разберется, почему россиянам приходится платить двойную комиссию при оплате услуг ЖКХ

Версия для печати 5724 Материалы по теме
ФАС разберется, почему россиянам приходится платить двойную комиссию при оплате услуг ЖКХ

ФАС
Вслед за выявленными властями фактами мошенничества в сфере ЖКХ ФАС начинает борьбу с двойными тарифами банков за оплату «коммуналки» и возбуждает дела о нарушении конкуренции. Сами банки, впрочем, вряд ли начнут бороться за клиентов, которые приходят в отделение оплатить «коммуналку», они им не очень интересны, считают эксперты.

Федеральная антимонопольная служба начинает борьбу с завышенными тарифами банков за оплату услуг ЖКХ, сообщил заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров на банковском форуме Ассоциации региональных банков России

По его словам, служба провела проверку в ряде областей России, в том числе в Московской области, и обнаружила, что практика взимания оплаты за услуги ЖКХ банками ограничивает конкуренцию на рынке банковских услуг. Ситуация на рынке приводит к тому, что россияне фактически платят двойную комиссию за оплату коммунальных услуг в банке.

При этом правительство с нового года вывело комиссионные из тени, чтобы потребитель мог видеть сумму сбора за оплату услуг и самостоятельно выбирать банк с более выгодной комиссионной ставкой. Комиссия Московского банка Сбербанка составляет, к примеру, 2% при оплате жилищно-коммунальных услуг по единому платежному документу в отделениях банка и 0,5% – через удаленные каналы доступа.

Потребитель и ранее платил эту комиссию, просто она была не видна: сборы были заложены в стоимость электроэнергии. В Москве с банками рассчитывался, например, ГУИС Москвы и поставщик электроэнергии «Мосэнергосбыт». Согласно новым правилам, введенным правительством с нового года, из коммунальных тарифов банковский процент исключается, теперь банки самостоятельно взимают эту комиссию. Таким образом, у россиян появилась возможность выбрать банк с наиболее низкими комиссиями и оплатить квитанцию там.

Однако то, что делалось для горожан, обернулось в итоге против них. В ФАС выяснили, что компании – поставщики услуг ЖКХ зачастую заключают договоры с отдельными банками для оплаты услуг. При этом банки получают от компаний ЖКХ свои 1,5–2% вознаграждения. Однако когда потребитель приходит в этот банк, с него снова берут комиссию за оплату коммунальных платежей. «Фактически мы платим двойную комиссию», – заявил Кашеваров.

Кроме того, ФАС обнаружила нарушение конкуренции среди банков. Нередки случаи, когда потребитель получает платежное поручение с нанесенным на него штрихкодом, что обязывает его оплачивать квитанцию лишь в конкретной кредитной организации. Таким образом, у потребителя услуг нет выбора, и конкуренция на рынке банковских услуг нарушается.

«Этот рынок должен быть конкурентным, тот, кто берет меньшую комиссию, тот и должен принимать платежи населения», – подчеркнул заместитель главы ФАС.

«Предполагаю, что мы нашли малый, но ресурс для снижения коммунальных тарифов. Пусть на 2%, но это может помочь не только населению, но и банкам участвовать в конкуренции на рынке», – добавил Кашеваров.

ФАС планирует возбуждать дела по взиманию двойной комиссии за услуги ЖКХ в целом по стране. Ведомство предписало не включать в состав затрат банковские комиссии. По мнению Кашеварова, возбуждение дел по завышенным комиссиям по стране заставит власти отреагировать в ближайшей перспективе.

«Предложение ФАС едва ли сыграет какую-то заметную роль в сложившейся ситуации. Большинство людей по-прежнему будут выбирать банк исходя из его территориальной доступности, близости к их дому,  – считает финансовый директор фонда «Народная Инициатива» Владимир Васин. – И, конечно, люди не поедут за тридевять земель в некий «Лютик-банк» оплачивать услуги ЖКХ и экономить на этом копейки. Поэтому ситуация может измениться только тогда, когда поменяется менталитет и люди начнут активно пользоваться виртуальными способами оплаты услуг ЖКХ».

Нарушение конкуренции при оплате услуг ЖКХ банки мало беспокоит, потому что клиенты, которые приходят в банк оплатить «коммуналку», им не очень интересны. «Банки при оказании подобных услуг зарабатывают незначительные для них суммы, поэтому какой-то серьезной конкурентной борьбы за таких клиентов среди игроков банковского рынка не возникнет»,  – говорит Васин.

Более того, физическое посещение клиентом отделения банка для оплаты квитанции оказывает негативное влияние на работу банка. В конце месяца в отделениях собираются пенсионеры, которые фактически парализуют его работу. «Разумеется, такие очереди плательщиков услуг ЖКХ не могут не отпугивать гораздо более рентабельных клиентов банка, проводящих крупные платежи, оплачивающих серьезные счета, – таких клиентов раздражают эти бесконечные очереди. Именно поэтому банк и вводит увеличенную комиссию при осуществлении платежа «по старинке», посредством физического посещения отделения банка», – говорит эксперт. Во вторник глава контрольного управления президента Константин Чуйченко раскрыл факты мошенничества в сфере ЖКХ. Только в Центральном федеральном округе мошенники вывезли за границу 25 млрд рублей из тех средств, которые были выделены государством на ЖКХ. Притом что общий объем финансирования сферы ЖКХ по стране в целом составляет 230 млрд рублей в год.

Президент Дмитрий Медведев назвал это воровством и потребовал провести тотальную проверку в сфере ЖКХ и выявить все финансовые нарушения. Причем заняться этим делом, по его мнению, должны не только правоохранительные органы (Следственный комитет, Генпрокуратура и МВД), но и губернаторы и полпреды. Ведь за муниципалитеты отвечают не только руководители муниципальных образований, но и главы регионов, подчеркнул глава государства. Тем самым президент возложил на губернаторов дополнительную ответственность. Теперь они должны следить и за злоупотреблениями в сфере ЖКХ.

Эксперты считают, что масштабы хищений на самом деле больше той цифры, которую назвали президенту, так как «те или иные злоупотребления имеют место, наверное, в 99% муниципалитетов».

Кремлевская проверка выявила также необоснованный рост тарифов на «коммуналку», который происходит вследствие того, что компании, оказывающие услуги в сфере ЖКХ, завышают расходы на обслуживание соответствующей инфраструктуры и закладывают их в тарифы. Проверка также показала, что в системе ЖКХ используются устаревшие нормативы потребления, в частности, воды, что влечет за собой рост расходов на ремонт.

В конце января Генпрокуратура уже отчитывалась об огромном количестве нарушений закона, связанных с тарифами ЖКХ. За прошлый год было выявлено почти 100 тыс. нарушений. Как выявила проверка, чаще всего в квитанцию за «коммуналку» включались неоправданные расходы. Тогда же премьер Владимир Путин  потребовал ограничить рост тарифов 15%.

Поделиться