Минздравсоцразвития планирует подготовить в первом полугодии 2011 года проект концепции долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 года. Основой для нее может стать аналитический доклад о перспективах развития пенсионной системы, наделавший много шума в экспертных кругах осенью прошлого года.
Коренным образом не согласившись с перспективой отмены накопительной части пенсии, эксперты решили представить альтернативное видение развития пенсионной системы. В распоряжение РБК daily попали рабочие предложения Экспертного совета по развитию пенсионной системы в России. Сегодня они будут представлены на «круглом столе» «Проблемы пенсионной системы в эпоху модернизации» в рамках Гайдаровского форума-2011.
Сейчас на выплату пенсий идет почти каждый десятый заработанный в стране рубль. В то же время средний коэффициент замещения (38%) существенно ниже средних показателей для развитых (53%) и развивающихся рынков (52%). Получается, что пенсионные расходы большие, а пенсии все равно маленькие.
Эксперты уверены, что решить пенсионную проблему возможно не только поисками дополнительных источников финансирования, но и повышением эффективности расходования средств. Причем последнее нужно делать исходя из «объективных потребностей жизненного цикла людей старших возрастов».
«МОЛОДОЙ» И «СТАРЫЙ» ПЕНСИОНЕР
При планировании обязательств пенсионной системы эксперты предлагают учитывать меняющиеся в процессе старения потребности пожилого человека. В первое послепенсионное десятилетие акцент будет делаться на компенсацию утраченного заработка, а потом — на медицинское и социальное обеспечение.
«То есть для «молодых» пенсионеров основным критерием будет наибольший коэффициент замещения (КЗ)», — пояснил РБК daily руководитель научного направления Института Гайдара Владимир Назаров. В этом плане поддерживается концепция МОТ о том, что 40% — минимум того, что эти люди достойны.
«У людей более старших возрастных категорий совершенно другие потребности, у них больше рисков по системе здравоохранения. Для них нужно ориентирование прежде всего на систему медстрахования и соцобеспечения, а коэффициент замещения отходит на второй план. То есть деньгами они получат меньше, а в плане медицинских и социальных услуг — больше», — поясняет г-н Назаров. Для этих же целей предлагается разрешить ускоренное использование пенсионных накоплений в первые десять лет после выхода на заслуженный отдых.
Социальной «дедовщины», связанной с разными уровнями пенсий, экономисты не боятся и ссылаются на опыт развитых стран, где КЗ по мере старения человека снижается и ему на смену подключается больше услуг по здравоохранению и уходу.
Насколько вырастет пенсия у «новых» пенсионеров, будет зависеть от стажа работы. «Если мы говорим о людях с 30-летним стажем, то для них мы сможем как минимум сохранить нынешний КЗ, а то и увеличить его до 40%. Это во многом зависит от доходности накопительной составляющей. Это большое социальное завоевание, поскольку сейчас мы прогнозируем, что в случае инерционного сценария к 2020 году коэффициент замещения свернется до 25%», — говорит г-н Назаров.
ВАРИАНТЫ ВОЗМОЖНЫ
Законом может быть закреплено право на наследование накоплений в случае добровольного отказа от выплаты пожизненного аннуитета и при выборе опции постепенного списания средств. «Помимо привлекательности для застрахованных такой вариант выплат оптимален в условиях волатильности финансовых рынков... В данном случае в течение срока выплаты накопительной пенсии обеспечивается повышенный коэффициент замещения за счет более высокой доли накопительной части в общей структуре пенсий», — уверены разработчики документа.
«Эти деньги люди будут воспринимать как свои, — отмечает плюсы такого подхода президент НПФ Сбербанка Галина Морозова. — К тому же это повысит интерес к софинансированию и управлению собственной пенсией». По ее мнению, не менее 70% будущего поколения пенсионеров выберет наследуемую схему.
Выгода, по подсчетам экономистов, очевидна: при наличии 30 лет страхового стажа и при периоде исчерпания средств с накопительного счета в десять лет размер пенсии составит в 2022 году 36,5%, а в 2030 году — 38% от предпенсионного заработка. При 35-летнем стаже показатели будут равны, соответственно, 43,4% в 2022-м и 45% в 2030 году.
ЗАЛАТАТЬ ДЫРЫ ПРИВАТИЗАЦИЕЙ
Дефицит Пенсионного фонда эксперты предлагают закрывать постепенной приватизацией госактивов. Это может снизить страховую нагрузку на фонд оплаты труда при неувеличении бюджетных трансфертов. При этом возможна развилка: в первом сценарии доходы от приватизации в размере 0,25% ВВП расходуются на финансирование пенсионной системы ежегодно до 2035 года. Во втором — расходование средств производится с учетом существующего дефицита.
Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич считает, что распродажа госсобственности может быть лишь одним из механизмов поддержания бюджета ПФР. «Ликвидная госсобственность у нас может быть оценена на 300 млрд долл. Если исходить из того, что после продажи долей государства в крупных компаниях мы сможем получать по 4% в год, то это 12 млрд долл., что меньше 1% ВВП. Мы не сможем финансировать весь дефицит пенсионной системы за счет этого», — говорит он. Тем более что кроме проблемы дефицита бюджета нужно уделять внимание и проблеме ухудшения соотношения численности пенсионеров и трудоспособного населения.
Проблемой остается и довольно низкая эффективность ПФР в плане сбора взносов и начисления пенсий. Для купирования проблемы эксперты планируют рассмотреть вопрос о необходимости введения для ПФР раздельного бухучета страховых взносов на страховую и накопительную части пенсии.
КОПИТЕ ВАШИ ДЕНЕЖКИ
Накопительную часть пенсии Экспертный совет предлагает законодательно урегулировать, выделив три формы выплат: пожизненную, постепенное списание и единовременную выплату. Чтобы повысить эффективность инвестирования пенсионных накоплений, следует внедрить в НПФ стандарт «разумного лица».
Отдельная тема — компенсация возможных потерь пенсионных накоплений. Чтобы защитить застрахованных, эксперты считают нужным ввести двухуровневый механизм компенсации рыночных рисков инвестирования. «То есть внутри системы НПФ создается гарантийный фонд. Если его не будет хватать, мы предлагаем создать второй этап гарантии с участием государства (по аналогии с банковскими вкладами)», — поясняет первый вице-президент НАПФ Юрий Люблин.
Между тем на днях замминистра здравоохранения Юрий Воронин заявлял, что ставка на накопительную систему — тупиковый вариант развития. В качестве аргумента чиновник назвал опыт стран, прошедших этот путь и показавших его иллюзорность. Эксперты отмечают, что споры между Минздравом по поводу «накопиловки» уже поутихли, но прогнозируют, что по этому поводу сломается еще не одно копье.