Законы — 05 апреля 2011

Центру пока не удается решить проблему несоответствия местных законов федеральным

Российская Федерация

Версия для печати 2637 Материалы по теме
Центру пока не удается решить проблему несоответствия местных законов федеральным

Закон
13 мая исполнится 11 лет институту полпредов в России. Главной задачей которого было объявлено приведение в соответствие региональных законов федеральным. Однако и сегодня тысячи «бракованных» законодательных актов ежегодно принимаются на местах, чтобы кануть в Лету после вмешательства прокуратуры. Эти данные содержатся в итоговом докладе Минюста за 2010 год, оказавшемся в распоряжении «НГ». Судя по информации ведомства, не все регионы спешат исправить свои ошибки, нарушая, по мнению экспертов, единое правовое пространство страны.

В 2010 году, как явствует из отчета Минюста, в стране было обнаружено 4355 региональных законодательных актов, не соответствовавших федеральным законам. Это те документы, по которым была проведена правовая экспертиза. В результате 3443 акта были исправлены. Всего же в отчетный период поступило на экспертизу 88,6 тыс. местных законов. Приходится признать, что огромная бюрократическая машина государственной вертикали во многих случаях работает на холостом ходу.

В Центральном федеральном округе не соответствует федеральному законодательству 683 закона, в Северо-Западном – 494, в Южном – 230, в Северо-Кавказском – 123, в Приволжском – 1108, в Уральском – 230, в Сибирском – 996, в Дальневосточном – 491.

В пятерке лидеров по некачественному законодательству – Воронежская, Нижегородская, Пензенская и Новосибирская области, а также Санкт-Петербург. В этих регионах существует разный подход к работе над ошибками. К примеру, воронежские власти уже за год поправили 179 законов из 203 забракованных актов. А вот в Петербурге исправлять положение не торопятся: там из 147 ошибочных актов исправлено было только 13.

Глава комитета по законодательству парламента Санкт-Петербурга Светлана Коновалова пояснила, что брак идет в основном за счет распоряжений и постановлений местной исполнительной власти: «Как только мы получаем заключение от Минюста, тут же включаем целую систему отработки этих вопросов. Где-то они приходят к мнению, что погорячились, где-то мы уступаем – если считаем, что замечания к нам обоснованны. У нас постоянно идет процесс приведения в соответствие с их заключениями. Представителей Минюста приглашают в комитет по законодательству». В юридическую службу питерского правительства корреспонденту «НГ» вчера дозвониться не удалось. Заметим, нынешний губернатор региона Валентина Матвиенко, – бывший полпред в Северо-Западном федеральном округе, и кому как не ей понимать важность этих вопросов.

Сергей Попов, советник по правовым вопросам председателя Совета Федерации Сергея Миронова, отмечая большую работу Минюста по приведению в порядок местных законов, считает, что проблема есть, и довольно серьезная: «Большим количеством незаконных актов субъектов РФ в течение длительного времени, до рассмотрения их Министерством юстиции, пользуются граждане. Потом закон меняется, и люди становятся жертвами этой чехарды». Нарушаются права граждан и организаций, уверен эксперт, «потому что они вынуждены зачастую отстаивать свои права в суде, теряя на этом время, деньги»: «Особо я отметил бы, что этим затрудняется нормальная деятельность предпринимателей».

Проблема эта возникла около 10 лет назад, напоминает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин: «Полпреды должны были следить, чтобы местное законодательство соответствовало федеральному. Регионалы тогда были сильными, влиятельными людьми, заседавшими в Совете Федерации. Они стремились диктовать свои условия Центру. Поэтому борьба за приведение в соответствие законов связана с общим уменьшением влияния регионалов». Во-вторых, указывает Макаркин, тогда борьба с региональным влиянием рассматривалась как борьба с сепаратизмом и носила приоритетный для государства характер: «Сейчас регионалы ослаблены – в Совфеде их фактически нет, отменена выборность губернаторов, политически главы регионов лояльны Центру, все работают на ЕР и т.д. Поэтому интерес к проблеме снизился».

Однако в таком равнодушии к проблеме таится потенциальная опасность, уверен эксперт: «Если есть федеральный закон, но ему противоречит региональный, возникает вопрос: какие нормы работают? Речь идет о тысячах важных документов. Получается, что законы пишутся в одной плоскости, а население живет в другой...» Отсюда, считает собеседник «НГ», и вырастает тот самый правовой нигилизм граждан, с которым постоянно призывает бороться президент Дмитрий Медведев: «Здесь опасен сам принцип нарушения единого правового пространства. У нас к этим принципам отношение достаточно спокойное, пока речь не идет об опасности сепаратизма... Но граждане уже привыкли к мысли, и это очень плохо, что главное – не следование законам, а быть в хороших отношениях с начальством».

Здесь – истоки проигрыша в борьбе с коррупцией, утверждает собеседник «НГ», подчеркивая, что в будущем «может возникнуть прецедент несоответствия и по политически значимым законам, если в регионах почувствуют, что это возможно».

Между тем институт полпредов, предназначенный для решения всех этих проблем, продолжает существовать в весьма комфортном режиме. Чиновники сменяют друг друга на престижных постах, и уходящие в отставку делают это с чувством выполненного долга. Напомним, что в одном только Южном федеральном округе исполняли обязанности уже четверо полномочных представителей президента: Виктор Казанцев, Владимир Яковлев, Дмитрий Козак, Григорий Рапота. Сегодня на этом посту – Владимир Устинов.

Хотя эксперты считают его в нынешнем виде архаичным и предвидят в недалеком будущем его трансформацию. К примеру, член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко сказал «НГ»: «Регулярно появляются слухи об укрупнении регионов. И если это произойдет, то должности новых руководителей будут представлять собой некий синтез между постами нынешних губернаторов и полпредов. Я думаю, что этот вопрос будет решаться. Потому что ситуация абсолютно противоречивая. Огромное количество неработающих и постоянно меняющихся законов явно мешает функционировать государству. От них нужно избавляться. Но по частям это делать невозможно. Нужно повышать эффективность государственной власти в целом». Но об этом никто сейчас не думает, подчеркивает собеседник «НГ»: «Ситуация похожа на канадский хоккей. Власти думают – вот мы забросим шайбу, укрепим регионы, а под это опять будем изобретать законы, отменяя те, которые были».


Поделиться