Эксперты не случайно собрались обсудить эту тему. На недавнем заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России президент Дмитрий Медведев особо отметил необходимость подготовки инженеров новой формации.
В связи с этим любопытный доклад представил вчера Левада-центр под названием "Учащаяся молодежь о нанотехнологиях". Исследование было проведено по заказу "Роснано" в 10 регионах: Белгороде, Казани, Калуге, Москве, Перми, Санкт-Петребурге, Ставрополе, Томске, Ульяновске и Якутске. Именно эти субъекты наиболее развиты в плане высокотехнологических производств.
Согласно данным, источниками информации о нанотехнологиях для более половины (56-57%) школьников, учащихся техникумов и вузов стали телепрограммы. А из рассказов сверстников молодые люди узнают больше, чем на лекциях в учебных заведениях. "Они смотрят о нанотехнологиях по ТВ как об экзотических странах, - говорил Алексей Левинсон, руководитель отдела социокультурных исследований Левада-центр. - А что такое рассказы ровесников? Это как в области сексуального просвещения".
По словам ректора МИСиС Дмитрия Ливанова, физику в качестве ЕГЭ выбирают только 20 процентов школьников, и "это не самые сильные ученики". Низкая мотивация у молодых обусловлена непрестижностью инженерных профессий и невысоким заработком. Впрочем, теми, кто все-таки идет работать инженерами, недовольны уже работодатели. "Стойкое неудовлетворение работой выпускников технических вузов - это старая проблема", - отметил Левинсон, сказав, что большую часть выпускников надо "доводить" от месяца до года. По данным Ливанова, на доучивание и переучивание компании вкладывают столько же, сколько государство тратит на финансирование бюджетных мест в вузах, около 500 миллиардов рублей.
Зачастую, когда ситуация уже "горит" и оборудование на подходе, то единственный выход - это переподготовка уже имеющихся специалистов. С этой целью "Роснано" совместно с проектными компаниями разработали 24 программы профпереподготовки и 7 программ повышения квалификации. В случае же если ситуация "терпит", можно работать с вузами, для чего у "Роснано" и проектных компаний существует 8 магистерских программ, которые готовят специалистов по специально разработанной методикам.
Но инженеров-конструкторов и разработчиков на курсах повышения квалификации не подготовишь. Их мировоззрение необходимо формировать еще со школьной скамьи, особым способом настраивая их "голову" и видение мира. Умение увидеть мир "как физик" или "как инженер" начинает развиваться еще в школе, поэтому "Роснано" подключилась к естественно-научным школьным программам, создав "Школьную лигу Роснано". Участники дискуссии сошлись на том, что рывка ждут везде и все. Однако чтобы его обеспечить, нужны кадры. "Естественным образом молодая поросль если и вырастет, то только в очень небольших количествах. Само собой ничего не произойдет", - уверен Левинсон. Помимо интересной работы молодежь интересует и хороший заработок. Как считает директор по внешним коммуникациям "Роснано" Андрей Трапезников, в отрасли "зарплата рыночная, но необходимо помнить, что многие компании находятся на старте и не получают больших прибылей". Студенты, пришедшие работать на высокотехнологические производства, получают 30-40 тысяч, рассказал президент Нанотехнологического общества России Виктор Быков. Кстати, с конца мая в России заработает социальная сеть, где молодежь сможет не только узнавать о новинках в сфере нанотехнологий, но и искать себе работу в этой отрасли.