Законы№4 Апрель 2011 — 16 мая 2011

Проблемы реализации Закона № 83-ФЗ на региональном и муниципальном уровнях

Версия для печати 9580 Материалы по теме
Проблемы реализации Закона № 83-ФЗ на региональном  и муниципальном уровнях
В ходе реализации Закона № 83-ФЗ регионы и муниципалитеты столкнулись с рядом проблем, имеющих несколько путей решения в рамках действующего законодательства. При этом богатство выбора того или иного решения не помогло, а, наоборот, осложнило и без того непростую ситуацию на местах. 

Наталья Васильевна ГВОЗДЕВА, заместитель генерального директора Компании «Бюджетные и Финансовые Технологии»

Выбор типа учреждения и переход на новые формы финансового обеспечения

Большинство регионов на текущий момент приняло решение сохранить основную часть учреждений в статусе бюджетных. Однако существуют регионы, которые предпочли не торопиться с использованием новых возможностей, предоставляемых Федеральным законом № 83-ФЗ, и приняли решение о переводе  большей части учреждений в статус казенных. К статусу же автономного теперь многие относятся более внимательно, понимая, что его еще нужно заслужить, показав необходимый уровень качества менеджмента руководства учреждения. 

Переход к новым формам финансового обеспечения учреждений большинство регионов наметило на начало 2012 года, оставив 2011 год на подготовку и анализ изменившихся правил финансирования и формирования отчетности учреждений, осознавая, что новые правила взаимодействия с учреждениями существенно снизят уровень текущего контроля за их деятельностью, одновременно усилив требования к качеству последующего контроля. 

Контроль за деятельностью учреждений «нового типа»

Организация эффективного контроля за деятельностью учреждения становится одним из ключевых условий успешной реализации Закона № 83-ФЗ и должна стать противовесом той свободе, которую получают учреждения в новых условиях. Контроль должен осуществляться по ряду направлений: за совершением крупных сделок; за выполнением государственного (муниципального) задания; за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения, за использованием имущества, переданного учреждению в оперативное управление. А одно из самых важных направлений — контроль за вновь возникаемой кредиторской задолженностью, мониторинг которой должен осуществляться не реже, чем один раз в квартал.

Ведение перечня особо ценного движимого имущества

В соответствии с требованиями закона перечни особо ценного движимого имущества должны были быть утверждены органами исполнительной власти до 1 марта 2011 года. Руководствуясь критерием, согласно которому особо ценным должно быть признано имущество, без которого выполнение основных видов деятельности невозможно либо существенно затруднено, многие признали особо ценным практически все имущество учреждения, оставив «за бортом» только недорогую мебель и оргтехнику, ограничив тем самым возможность учреждения отвечать по своим обязательствам перед кредиторами.

Формирование перечней услуг (работ)

Много вопросов вызывает и перечень услуг (работ), требование к формированию которого для регионов и муниципалитетов не закреплено федеральным законодательством. Однако без перечня, в котором были бы закреплены виды деятельности, выполняемые учреждениями для населения за счет средств бюджета, невозможно выстроить систему оказания услуг (выполнения работ), обеспечив сопоставимость видов деятельности, оказываемых разными учреждениями в разных сферах. Вопросы вызывает также и возможность условного разделения видов деятельности учреждения на услуги и работы в зависимости от того, кто является потребителем услуги — конкретный потребитель (физическое или юридическое лицо, запрашивающее услугу) или общество в целом. В последнем случае заказчиком работ будет выступать орган, выполняющий функции и полномочия учредителя соответствующего учреждения. 

Сложным вопросом является и детализация наименования услуг, которая, по мнению одних, должна быть минимальна (обеспечивая тем самым свободу учреждения при выполнении государственного (муниципального) задания), а по мнению других — максимальна (обеспечивая тем самым прозрачность отношений между учредителем, учреждением и потребителями услуг). 

Продолжение следует…

Поделиться