Предложения содержатся в докладе об обоснованности стоимости авиасообщения между регионами Дальнего Востока и европейской частью России. Вчера он был опубликован на сайте министерства.
Правда, спрогнозировать, как именно обнуление НДС скажется на ценах на авиабилеты, сложно, признает директор департамента развития конкуренции минэкономразвития Александр Пироженко. Однако, по его мнению, возможно снижение тарифов на 3-5 процентов. Привлекательность российского рынка авиаперевозок увеличится, что приведет к расширению конкуренции и, соответственно, снижению цен на авиабилеты в среднесрочной перспективе, надеется Пироженко.
Доклад, по его словам, уже направлен в правительство. Минтранс с предложениями знаком и поддерживает их, сообщает представитель этого ведомства. Не известно, впрочем, как на новацию отреагирует минфин. Так, обнуление НДС будет стоить бюджету 30,2 миллиарда рублей в ценах 2010 года. Но зато стоимость авиаперевозок на внутренних рейсах снизится на 7,6 процента, рост их объема составит не менее 10 процентов, ссылаются в минэкномразвития на расчеты минтранса. Правда, как признают в министерстве, "механизм применения нулевой ставки налога не предусматривает обязательства компаний снижать стоимость авиабилетов для пассажиров".
Такой риск существует, признают эксперты. В результате на коротких дистанциях, таких, как Москва - Санкт-Петербург, билеты подешевеют на 100-200 рублей, для дальних расстояний такое снижение цен будет несущественным, полагает руководитель аналитической службы агентства Авиапорт Олег Пантелеев. Но пассажиры все равно могут выиграть, добавляет он. За счет льготы перевозчики получат шанс компенсировать рост других издержек. А их немало. Цены на топливо с начала года выросли на 40 процентов, из-за повышения ставок страховых взносов в соцфонды увеличились расходы на фонд оплаты труда, напоминает Пантелеев. И если налог обнулят, перевозчики получат небольшой резерв чтобы не повышать тарифы резко. Скорее всего, они смогут зафиксировать свои расценки на примерно на полгода, не исключает собеседник "РГ".
Минэкономразвития в качестве стимула делает ставку на конкуренцию. Прежде всего, речь идет о Дальнем Востоке. Сейчас доля маршрутов, которые обслуживаются там единственным перевозчиком составляет более 70 процентов, и поэтому стимулов к снижению цен у компаний нет. Вместе с тем, по данным ФАС, выход на воздушную линию нового перевозчика приводит к снижению тарифа на направлении до 30 процентов, пишет минэкономразвития. Для заманивания на Дальний Восток перевозчиков оно предлагает сформировать на базе одного из аэропортов хаб, который будет работать по специальной системе рационально состыкованных транзитных, магистральных и региональных рейсов. А также увеличить субсидии на авиаперевозки между дальневосточными регионами и расширить их перечень. Срок действия льгот для пассажиров и количество граждан, которые имеют на них право, могут стать больше. В список субсидируемых маршрутов предлагается включить маршруты во Владивосток и обратно из Благовещенска, Южно-Сахалинска, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре. Субсидирование - это эффективная, некоррупционная мера, такие вещи распространены в ряде стран мира, аргументирует Пироженко.
Еще одно предложение - снять ограничения для входа на рынок международных перевозок. Прибыльными являются именно международные рейсы, и за счет них компании могут компенсировать затраты по убыточным внутренним перевозкам. Но таким преимуществом пользуются только так называемые назначенные перевозчики. Их определяют на основе двусторонних соглашений о воздушных сообщениях с другими странами. Минтранс уже ведет переговоры со странами СНГ о модернизации таких соглашений и допуску к авиаперевозкам большего числа компаний, рассказывает представитель этого ведомства. Недавно этот вопрос поднимался на переговорах с Украиной, обсуждаются такие перспективы и с Евросоюзом.