Версия для печати 2439 Материалы по теме
Для нормальной жизни нужны стандарты

ИСО
В Совете Федерации прошёл «круглый стол» на тему «Участие органов финансового контроля в разработке социальных стандартов жизни в Российской Федерации».

Руководители государства справедливо требуют, чтобы даже небольшие достижения в социальной сфере постоянно получали развитие. Социальные стандарты должны стать основой устойчивого развития страны, подобающего уровня жизни гражданина, в каком бы регионе он ни проживал.

Однако до сих пор эти самые социальные стандарты не обрели форму закона – а значит, государство не несёт ответственности за обеспечение качественного уровня жизни. Власть сегодня отвечает только за утверждённые социальные нормы и нормативы, качество и величину которых, как правило, определяют по минимуму.

Ещё в мае 1996 года вышел Указ Президента страны №769 «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов». Однако стандарты так и не были выработаны. Вместо них Правительство одобрило социальные нормы и нормативы, рекомендуя органам исполнительной власти регионов и местного самоуправления использовать их при формировании своих бюджетов.

И до сих пор на такой, почти не изменившейся основе определяют потребительскую корзину, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, базовые части трудовых пенсий, базовые программы медицинских услуг, детские пособия и прочее. Именно для того, чтобы перейти от норм выживания к нормальной жизни, нам и нужны социальные стандарты, отмечали участники «круглого стола». Например, если в развитых европейских странах признана равная значимость социальной и экономической политики, то у нас такого нет. У нас даже нет узаконенных минимальных социальных стандартов, не говоря уже о стандартах среднего и повышенного уровня.

Правда, попытки принять соответствующий закон были (ещё в 2003 году появился проект федерального закона «О государственных минимальных социальных стандартах»), но они не увенчались успехом. Поэтому приходится констатировать, что по сей день одной из проблем остаётся отсутствие единой правовой базы и общих методических принципов организации системы социальных стандартов уровня и качества жизни населения.

Но даже при отсутствии стандартов строгий контроль за выделяемыми на решение социальных задач средствами должен быть. Именно поэтому, отметил председатель Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счётной палатой Российской Федерации Сергей Иванов, в повестку «круглого стола» и включён вопрос участия органов финансового контроля в разработке социальных стандартов. Эти органы определяют, в какой степени выделяемые средства и качество их расходования отвечают решению задач государственной социальной политики.

Из выступления аудитора Счётной палаты Сергея Агапцова стало понятно, насколько важную роль должен сыграть этот орган, а также соответствующие структуры в регионах в определении содержания социальных стандартов. Например, в ходе проверок были вскрыты факты, когда одна медицинская услуга оплачивалась трижды через разные фонды. Ещё более тревожный факт – в последнее время участились случаи смерти людей буквально у дверей медицинских учреждений, когда вместо оказания неотложной помощи время уходит на выяснение второстепенных вопросов.

Аудиторы пришли к неутешительным выводам и по поводу пенсионного обеспечения: хотя пенсии вроде бы и подрастают, но оставляют желать лучшего, так как едва превышают величину прожиточного минимума. Эту тему развил заместитель руководителя департамента социальной защиты населения города Москвы Павел Каминский. Он напомнил, что в СССР в 1990 году коэффициент замещения (отношение пенсии к заработной плате) составлял 46 процентов при рекомендуемой международной норме в 40 процентов. Сегодня коэффициент упал в разы. Например, человек, работая, получал 60–70 тысяч рублей зарплаты, а пенсия у него в итоге оказалась всего… восемь тысяч рублей. По оценке экспертов, Россия достигнет уровня 1990-го в лучшем случае лишь к 2025 году.

Участники заседания обратили внимание на то, что сегодня социальная сфера финансируется по остаточному принципу, хотя мировая практика давно уже доказала, что самые выгодные вложения – это вложения в человека: определив социальные стандарты, обеспечивающие достойный уровень жизни граждан, необходимо в соответствии с этим формировать бюджет, экономическую стратегию. В проекте рекомендаций участники «круглого стола» призвали, не откладывая, рассмотреть закон, который закрепит распределение социальной ответственности между государством, бизнесом и человеком.

Поделиться