Социальное обеспечение — 19 мая 2011

Составлен рейтинг социальных затрат регионов

Версия для печати 3342 Материалы по теме
Составлен рейтинг социальных затрат регионов

социальная защита
В 2010 году в большинстве консолидированных бюджетов субъектов РФ резко выросли расходы на социальную политику, то есть на выплаты населению и на поддержание социальных учреждений. Такие результаты опубликовал вчера Центр экономических исследований «РИА-Аналитика». Рост номинальных расходов на душу населения опережал инфляцию порой в несколько раз. Независимые эксперты предупреждают: высокая доля расходов на социальную политику в консолидированных бюджетах – это часто признак социально-экономического неблагополучия. Власти взялись за «задабривание» электората в наиболее депрессивных регионах – считают некоторые эксперты.

В преддверии выборов российские власти активно наращивают расходы на социальную политику. В большинстве консолидированных региональных бюджетов (то есть бюджетов, в которых региональные доходы объединены с дотациями и субвенциями федерального Центра) расходы на социальную политику в 2010 году выросли по сравнению с 2009 годом на несколько десятков процентов. Причем в отдельных регионах рост превышал порой 50%, 60% и даже 70%, то есть ощутимо опережал инфляцию. Об этом вчера сообщили эксперты Центра экономических исследований «РИА-Аналитика», которые обнародовали рейтинг субъектов РФ по объему расходов консолидированных бюджетов на социальную политику.

К расходам на социальную политику относятся прежде всего различные выплаты населению (например, государственные пособия гражданам, имеющим детей), затраты на социальную помощь (например, на оказание помощи пенсионерам на дому, на оплату труда социальных работников), затраты на поддержание социальных учреждений – таких как дома престарелых, инвалидов, интернаты и т.п. Расходы на социальную политику вместе с расходами на образование, здравоохранение и культуру образуют такую масштабную статью бюджета, как «социальные расходы» государства. Несмотря на то что затраты на социальную политику – это лишь одно из направлений «социальных расходов», все равно данный показатель важен для осмысления. Ведь речь идет о социальной защищенности как всего населения, так и наиболее уязвимых его слоев.

Самая весомая доля расходов на социальную политику была зафиксирована в консолидированных бюджетах таких субъектов, как Костромская область (примерно 26% от всего бюджета региона), Самарская область (около 24%) и Карачаево-Черкесская Республика (23,5%). Эти показатели заметно выше среднего значения по России. Последние позиции рейтинга заняли Сахалинская, Магаданская, Тюменская области, Чукотский и Ненецкий автономные округа, в бюджетах которых доля исследуемых расходов практически не превысила 10%.

Однако если учесть такой показатель, как объем расходов на социальную политику из расчета на душу населения региона, то места распределяются иначе и некоторые аутсайдеры предыдущего рейтинга уже становятся лидерами. Прежде всего это касается Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, в которых на каждого жителя приходится соответственно 27 и 22 тыс. руб. Третьим лидером соцрасходов оказалась, как и ожидалось, столица. На каждого москвича приходится по 18,8 тыс. руб., при этом доля расходов на социальную политику в бюджете города тоже довольно высока – около 20%. Меньше всего в расчете на душу населения региона социальная политика финансируется в северокавказских республиках (от 3 до 5 тыс. руб. на жителя), в Тюменской, Рязанской, Орловской областях, в Краснодарском крае и т.п. (не более 6 тыс. руб. на жителя).

Между тем не все субъекты отличились ростом социальных расходов. Так, в Хакасии и Туве, например, номинальный рост расходов колебался на уровне 0,5–1,5% в год, что с учетом инфляции уже равнозначно сокращению финансирования соцполитики. А в Московской области, Санкт-Петербурге и Чечне финансирование сократилось уже и в номинальном выражении – на 3,5%, на 9% и 14,5% соответственно.

Независимые эксперты поясняют: высокая доля расходов на социальную политику в консолидированном бюджете в большинстве случаев говорит о неблагополучном социально-экономическом положении региона. «Действительно, если мы посмотрим на рейтинги Минрегиона, то увидим, что Костромская область отличается и крайне неблагоприятной социально-экономической ситуацией, – замечает эксперт компании «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» Ирина Воробьева. – Такая же тенденция характерна и для других регионов с высокой долей социальных расходов. При этом в абсолютных цифрах эти расходы совсем не велики и в большинстве регионов ниже среднего общероссийского уровня в 8,17 тысячи рублей на человека».

Точно так же о социально-экономическом неблагополучии свидетельствует в принципе и резкий рост соцрасходов в некоторых отдельно взятых субъектах – особенно сейчас, в преддверии выборов. А такие исключения из правила, как, например, Московская область и Санкт-Петербург, эксперты объясняют очень серьезными проблемами регионов с бюджетным дефицитом.

Однако не все эксперты согласились с тем, что подобные рейтинги субъектов РФ корректны. Сравнивать регионы надо комплексно, учитывая не только долю и объемы расходов на социальную политику, но и их структуру, получателей, а также и другие социальные расходы – на образование, здравоохранение, культуру. Только тогда можно будет делать какие-то далеко идущие выводы, пояснила директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

«В 2010 году в эту статью расходов вошли затраты на обеспечение жильем ветеранов. А это субвенция федерального бюджета, регион к ней не имеет ни малейшего отношения. Например, Татарстан получил от Центра на жилье для ветеранов огромную сумму, которая прошла как раз по статье расходов на социальную политику» – так объяснила Зубаревич резкий рост расходов в некоторых субъектах.

Поделиться