Мировой опыт — 25 мая 2011

Международные компании тратят на сотрудников в два раза больше, чем российские

Версия для печати 1039 Материалы по теме
Международные компании тратят на сотрудников в два раза больше, чем российские

бедный и богатый
Специалисты компании КПМГ составили ежегодный обзор «Бенчмаркинг системы управления персоналом-2010», в котором приняли участие представители департаментов по управлению персоналом российских компаний и международных организаций, работающих в России. Как показало исследование, в иностранных компаниях доля расходов на оплату труда в структуре расходов на персонал меньше, чем в российских, а доля расходов на льготы больше.

Расходы на персонал в расчете на одного сотрудника в зарубежных компаниях в два раза выше, чем в российских, а выручка на одного сотрудника в иностранных компаниях в 1,8 раза превышает аналогичный показатель в отечественных организациях. При этом коэффициент окупаемости инвестиций в персонал (HR ROI) в иностранных компаниях оказался существенно выше, утверждают специалисты КПМГ.

По их наблюдениям, самой распространенной причиной добровольного ухода сотрудников в российских компаниях является недовольство уровнем оплаты труда, а в иностранных – личные обстоятельства (для сравнения, по результатам исследования 2009 года второй по частоте была причина – «отсутствие возможностей для карьерного и профессионального роста»). Помимо перечисленного в качестве причин ухода сотрудников называются такие, как «желание сменить сферу деятельности», «местоположение офиса компании», «недостатки коммуникации» и «конфликты с руководством».

О повышении заработной платы в 2010 году сообщили почти все компании – участники обзора (87%). В среднем в этих организациях зарплата была повышена для 100% руководителей высшего звена, производственного и вспомогательного персонала, для 95% специалистов/менеджеров по продажам, для 90% руководителей среднего звена и около 90% специалистов. Повышение составило 10–12% в зависимости от категории персонала и функционального направления. Большинство компаний (70%) пересматривают заработную плату ежегодно, 83% делают это в плановом порядке по всей организации. Чаще всего при пересмотре заработной платы сотрудника в 2010 году учитывался рыночный уровень оплаты труда для аналогичной должности, а также результаты оценки работы сотрудника.

В 2011 году увеличение заработной платы планируют более 80% компаний, при этом повышение составляет около 10% в зависимости от категории персонала и функционального направления.

Что касается льгот, то наиболее распространенной в 2010 году стала оплата мобильных телефонов. В основном она предоставляется руководителям высшего и среднего звена. Также широко используются программы добровольного медицинского страхования (87% компаний), предоставление материальной помощи сотрудникам (70% компаний), корпоративные машины (65% компаний), страхование жизни (57% компаний). 39% компаний отметили наличие доплаты по больничным листам, а 35% участников – доплаты по декретным отпускам.

Среди других льгот участники также называли дополнительное медицинское страхование для членов семей сотрудников, компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях, предоставление парковочных мест, бесплатное предоставление продукции компании, аренду бассейна/тренажерного зала.

В 2010 году доля сотрудников, получивших повышение, в иностранных компаниях составила около 8%, а в компаниях с российским капиталом – чуть менее 1%.

Программы построения имиджа компании уже давно являются важной частью корпоративной политики. Спонсорством и благотворительностью занимаются 83% участников опроса, построением бренда работодателя – 52%. Регулярный мониторинг удовлетворенности персонала практикуют 74% компаний.

По мнению Алевтины Борисовой, руководителя группы по управлению персоналом и налогообложению физических лиц КПМГ в России и СНГ, результаты исследования показали, что по-прежнему существует большой разрыв между опытом управления персоналом в российских и международных компаниях. «Бенчмаркинг позволяет сравнить работу собственной HR-службы с тем, как работают другие аналогичные службы. Кроме того, в условиях ограниченного набора показателей эффективности работы HR-служб такое сравнение может стать подспорьем при составлении HR-бюджета и помочь лучше понять существующий передовой опыт в области управления персоналом», – добавила она.

Поделиться