Мировой опыт — 26 мая 2011

Бернд Хонес: «Бизнес с Германией прозрачен и легок»

Германия

Версия для печати 9879 Материалы по теме

Отношения между Россией и Германией в последние годы напоминают брак по расчету, который постепенно перерастает в брак по любви. Чем больше мы узнаем друг друга, тем более тесными становятся наши экономические отношения, а как следствие и политические. Германия, являясь локомотивом Европы в сфере инноваций, является и ключевым партнером России в плане модернизации. Мы разговариваем с Хонесом Берндом, обозревателем агентства Germany Trade and Invest в России о работе в стране, инвестиционном климате и основе нашего взаимного интереса.

— Герр Хонес, что представляет собой ваша организация, чем она занимается? Сколько она работает в России?

— Germany Trade and Invest — подразделение Правительства Германии и Министерства экономики. В России она работает еще с советских времен, В то время наша организация собирала информацию для немецких инвесторов и экспортеров, желающих попасть на российский рынок. Сегодня Germany Trade and Invest помогает, как и раньше, немецким инвесторам за рубежом, и наоборот, российским инвесторам, интересующимся немецким рынком.

— Сколько существует Ваша структура?

— С 1951 года. Но как Germany Trade and Invest — последние два года. До этого существовали две организации: Федеральное агентство по внешнеэкономическим связям и Invest in Germany, которые объединились в Germany Trade and Invest.

— Ваши функции расширились?

— Да. Мы, как и раньше, готовим рыночные обзоры по России. Например, в конце прошлого года издали книгу «Модернизация в России» о разных отраслях экономики, на немецком языке. Так немецкие инвесторы и бизнесмены могут получить информацию о новых экономических трендах в России, о тенденциях в модернизации. Кроме этого, мы пишем актуальные статьи и проводим экономический анализ. Мы также оказываем русским инвесторам помощь в выходе на рынок Германии.

— Подготовка подобных материалов — это большая аналитическая работа, фактически маркетинговые исследования. Вы проводите ее своими силами или привлекаете российские структуры?

— Собственными силами, а также с помощью российских организаций и Российско-Германской ТПП. У нас работают два аналитика (немецких корреспондента) и ассистент. Конечно, в буквальном смысле мы не проводим крупномасштабные исследования. Мы пользуемся открытыми источниками. Например, просматриваем материалы русских издательских домов: каждый день прочитываем по три СМИ — газеты, журнала, различные аналитические отчеты; просматриваем базу российской статистики (Росстат, таможенные данные). Плюс — наша главная функция — это проведение интервью с российскими и немецкими бизнесменами. Мы часто ездим в командировки по регионам, как на запад, так и на восток. График движения очень плотный, например, месяц назад я был в Кемерово, Томске. Завтра лечу в Питер. Через месяц на Сахалин, в Хабаровск. Мы смотрим, какие инвестиционные возможности существуют на российском рынке, какие требования предъявляются на федеральном и региональном уровне, какие проекты модернизации реализуются или разрабатываются.

Собранную информацию мы предоставляем немецким бизнесменам, всем, кто хочет экспортировать свою продукцию или инвестировать деньги. Они интересуются стоимостью рабочей силы, инвестплощадками, налоговыми схемами. Мы пишем отраслевые статьи, которые публикуются в немецких изданиях и на нашем сайте. Мы сотрудничаем с разными немецкими газетами (Nachrichten für Außenhandel, Handelsblatt, Russland aktuell), где публикуются, в частности, и мои статьи из России, адресованные напрямую немецким экспортерам и инвесторам.

— Насколько востребованы эти статьи немецкой аудиторией?

— Один маленький репортаж об автомобильной промышленности, скачивался на нашем портале более 10 000 раз. Это 7-8 страниц короткого анализа, который обновляется два раза в год. У нас есть внутренний рейтинг Germany Trade Invest от 55 корреспондентов по миру. С гордостью говорю, что согласно ему, наши анализы входят в пятерку лучших, и обычно на первом месте, то есть востребованы немецкими фирмами. Это объясняется тем, что Россия для Германии — важная страна. На русском рынке работает более 6000 немецких фирм, это очень много. По статистике немецкие инвестиции в России только на пятом месте — лидеры Кипр, Голландия, Великобритания — страны, где есть оффшорные зоны. Но если исключить прямые инвестиции из оффшорных зон, которые часто представляют собой реинвестиции российских бизнесменов, то Германия была бы в числе лидеров.

— Опишите схему своей работы с регионами. С кем там встречаетесь, как проводите встречи? Чем интересуется местная власть? Чем интересуются бизнесмены?

— Я часто путешествую в российские регионы на специальные мероприятия: выставки, форумы. Мы постоянно посещаем экономический форум в Питере, который очень важен, там встречается весь мир. Отдельные мероприятия проводятся под эгидой Министерства экономики, технологий в Германии, на которые мы собираем немецких бизнесменов. Путешествуем в регионы: 5-8 тыс. км от Берлина, Мюнхена, Франкфурта, где собираем группы из 20-25 бизнесменов, которые я сопровождаю. Мы встречаемся с губернаторами, министрами, бизнесменами, представителями Российской торгово-промышленной палаты в субъектах Федерации. Регионы заинтересованы в привлечении инвесторов и активно работают с нами.

— Вы ощущаете конкуренцию за инвестиции между российскими регионами?

— Ощущаю. Когда мы едем в регионы, мы видим, как они стараются, показывают свой инвестпотенциал.

— У Вас существует собственный неофициальный рейтинг, в каких регионах лучше инвестировать?

— Мы не составляем рейтинг. Но я постоянно слышу от немецких фирм, которые находятся в Москве и регионах, трудно или легко им, с какими проблемами они сталкиваются в регионах. Так что понимание ситуации есть.

— В каких регионах легко?

— Хорошо отзываются о Питере. Мы знаем, что в Калуге легко заниматься бизнесом. В течение нескольких лет слышу это и об Ульяновске.

— Сколько раз в год Вы организуете поездки для немецких бизнесменов в российские регионы?

— Наше министерство экономики проводит их 3-4 раза. Оно организует в регионы не только бизнес-туры, но и поездки представителей отдельных отраслей. Кроме того Германский Союз машиностроителей, являющийся крупнейшим отраслевым союзжом предпринимателей в Европе, посылает свои делегации его делегаты в регионы раз в год.

— Кто является инициатором поездок?

— На федеральном уровне Germany trade and Invest, германское посольство и Российско-Германская торгово-промышленная палата. Через эти организации делается предложение Министерству экономики Германии. Мы связываемся с его предcтавителями и обсуждаем, в какие регионы нужно ехать, после чего отобранные 3-4 региона обсуждаются экспертами. Потом, на основании отчетов и выводов, решаем, куда едем.

— В регионах Вы, наверно, часто сталкиваетесь с какими-то типичными ошибками. Что посоветуете главам российских регионов, чтобы более эффективно привлекать инвесторов?

— Многие регионы не известны в Германии, поэтому им нужно чаще принимать участие в конференциях, выставках в Германии. Например, работающие в сфере автопрома, должны быть на «Автомеханике» во Франкфурте или промышленной выставке-ярмарке в Ганновере. Посоветую властям Краснодарского края принять участие в выставке туризма.

Чтобы лучше познакомиться с российскими регионами, наше правительство официально поддерживает целый ряд выставок, более 50 только в Москве! Другой пример: выставочное общество Мессе Дюссельдфорф организует в Новокузнецке выставку. посвященную угольной и горнодобывающей промышленности. И подобных мероприятий очень много.

— Представим, что у инвестора есть свободных 300-500 тыс. евро, которые ему хотелось бы инвестировать в Германию. Что бы Вы предложили?

— На нашем сайте можно просмотреть самые выгодные отрасли для инвестиций в Германии. В Германии много кластеров: в энергетике, автопромышленности. В Гамбурге, — через его порт большой товарный поток из Германии в Россию, поэтому много русских там открыли свои офисы.

— Например, во Франции большие льготы по налогообложению, если это IT компании или новое экологическое производство. А в Германии какие сектора наиболее интересны? Какие поддерживаются юридически, в налоговом плане или другими стимулами обладают?

— IT — хороший пример, потому что в этом секторе много русских фирм присутствуют в Германии. Я брал интервью у генерального директора фирмы ABBY, которая входит в десятку лучших русских IT компаний. Например, в Германии хорошо известна Лаборатория Касперского. Она через Германию работает с другими европейскими странами, а все разработки проводит в России. При этом русские инновации конкурентоспособны, они на первом или втором месте в мире. Очень много русских IT фирм в Баварии, три из которых попали в ....

Я расскажу, почему генеральный директор ЭБИ решил попасть в Баварию. По его словам, потому что, там «очень пунктуально двигаются поезда и можно легко найти хороших специалистов, владеющих несколькими языками». Я не говорю, что инвесторы отчисляют супернизкие налоги, речь идет о том, что бизнес прозрачен и легок. Например, будучи студентом, я открыл свое PR агентство. Годовые отчеты я сделал за полтора дня сам. Это просто в Германии.

Я знаю много немецких фирм на русском рынке, в которых работают 10 человек, из которых 3 — бухгалтеры. В Германии наоборот: есть фирмы, где работают 15 человек, а они лидеры в секторах, очень специализированные. Бухгалтер там работает полдня и этого хватает.

— Часто на международном уровне решения наших стран совпадают. Это влияет на деловой климат, на отношения между бизнесменами? Чувствуете ли Вы в перспективе, что отношения между нашими странами и в политической перспективе и деловые, должны быть более крепкими? Что все идет к этому?

— Я оптимистичен, потому что, все, что мы видим — это взаимопомощь России и Германии практически во всем в последние 20, а то и больше, лет. Товарооборот был замечательным. Эта тенденция только усиливается. Наши политические отношения тесные. Я, как экономический обозреватель, считаю, что наши бизнес отношения станут еще крепче год от года.

— Есть представление о немцах, как о людях сдержанных, суховатых, даже немного скучных. Это соответствует правде? Расскажите о существующих стереотипах отношений между русскими и немцами. Как они отражаются на работе?

— Мои русские друзья очень похожи на немцев. И существующие стереотипы — это стереотипы. На самом деле мы ближе друг другу. Немцы, которые приезжают в Россию в первый раз, удивляются пробкам, людям, которые быстро ходят, дорогой Москве. На первый взгляд, это совпадает со стереотипами. Русские, которые ездят в Германию, знакомятся с официантами, с персоналом в гостинице, которые очень пунктуальны. Но бывает, что в Германии люди опаздывают, а в России наоборот — пунктуальны. Чем чаще люди ездят туда-обратно, тем больше узнают, что мы ближе друг другу.

— Вы говорили, что собираетесь в поездку в Хабаровск и Южно-Сахалинск. Что вы ждете от поездки? На какие мероприятия собираетесь?

— Я хочу узнать об инвестпроектах в Хабаровске, потому что там строится инфраструктура. Там продвижение в энергетике. Хочу познакомиться с бизнесменами, которые нуждаются в немецких технологиях и ищут немецких партнеров во всех областях.

— Каков на сегодняшний день товарооборот между нашими странами, цифры взаимных инвестиций?

— Российско-немецкая торговля в позапрошлом году была на первом месте, сейчас — нас обошел Китай из-за дешевых продуктов. В 2010 году на втором месте была Голландия, потому, что через Роттердам входит нефть и идет к нам. Мы экспортировали в Россию товары на сумму18.9 млрд. руб. евро, а покупали на 20.1 млрд. евро. Экспорт-импорт почти на одном уровне, это знак хорошего взаимодействия. В 2009 году Германия была на пятом месте по аккумулированию инвестиций в России, их объем был на сумму 13.8 млрд. евро, из которых 1/3 — прямые инвестиции. Инвестиции продолжают расти.

— Чем немцы близки к нам? Какие качества являются ключевыми для дружбы и сотрудничества?

— Надежность. Например, немцы экспортируют свои товары сюда, и редко бывает, чтобы русские импортеры не заплатили за полученный продукт. Торговля велась честно и во время Советского Союза. Ни разу не было, чтобы мы покупали что-то в России и не заплатили. В этом плане мы надежны, и русские бизнесмены, кстати, тоже в этом плане надежны.

— Представим, что кто-то хотел бы организовать вам визит в регион. О чем бы Вы спросили?

— Полезную базовую информацию, — что производится в регионе. На основании этого, в Германии решат, ехать ли в этот регион. Какие там есть проекты, бизнес предложения. Часто бывает, что немецкая фирма заключает договор и за 5 лет хотят расширить свой бизнес в России. Нужно знать, как власть поддерживает, какие есть контакты.

— Как взаимодействую главы немецких регионов с Germany Trade Invest? В какой форме вы им оказываете помощь?

— Допустим, мы находим инвестора, готового нвестировать в Германию, но которому нужна господдержка и местный рынок. Мы определяем, какая земля может быть интересной для этого инвестора. Кейс инвестора мы отдаем в подразделение нашего агентства в конкретном регионе, а оно, в свою очередь, отдает его в микрорайоны (ландкрайс) экспертам, которые могут показать инвестору площадь.

— Назовите крупнейшие инвестпроекты с российской стороны?

— Самый большой налогоплательщик нашей столицы, Берлина — Газпром. В Гамбурге самые активные инвесторы — русские, это сообщил руководитель отделения по привлечению иностранных инвестиций. Не только в Гамбурге, но в Мюнхене, Берлине и других землях.

— Каких российских инвесторов вы привлекли через свое агентство в Германию.

— Не могу сказать, потому что мы существуем всего 2 года. Мы можем отследить потенциальных инвесторов только на ранней стадии проекта, потому что затем эксперты в регионах показывают уже свои возможности.

— Потенциальному инвестору за что нужно платить при исследовании рынка?

— Наши услуги и базовые услуги земель бесплатны. На нашем сайте на русском языке можно получить базовую информацию. Если инвестор хочет получить детальный анализ рынка, его сегментов, нужно обращаться к маркетологам.

Материал подготовили: Анна Самуленкова, Дмитрий Кожевников.

Поделиться