Тренинг получил название «n-назад» (англ. — n-back). Его суть — в демонстрации человеку серии разных визуальных образов и/или звуков. Для начала его просят припомнить образ, который предшествовал демонстрируемому (то есть 1-назад), затем — тот, что был еще на шаг раньше (2-назад). Если тренирующийся успешно справляется с заданиями, то этот интервал постепенно увеличивается.
Методика «n-назад», по словам исследователей, нацелена на тренировку одной из важнейших функций мозга — рабочей памяти. Принцип ее работы схож с оперативной памятью компьютера. Иными словами, это способность «держать в уме» небольшие фрагменты информации, необходимые для сиюминутной мыслительной деятельности, например для решения логической задачи или осознания сложной информации. Извлечение данных из рабочей памяти происходит гораздо быстрее, чем из обычной долговременной.
Мичиганские ученые утверждают, что ежедневная зарядка такого рода на протяжении 20 минут в течение 20 дней существенно повысила у испытуемых способность рассуждать и решать новые задачи, что является важнейшим свойством интеллекта в целом. После прекращения тренировок улучшение наблюдалось еще в течение трех месяцев. Всего в тестах приняли участие более 200 человек — главным образом молодежь и дети.
К слову, для последних даже была разработана видеоигра n-back. Натренировавшись с ее помощью, дети продемонстрировали дополнительный положительный эффект: их стало труднее ввести в заблуждение заманчивой, но не соответствующей действительности информацией. То есть тренинг делал их более консервативными с психологической точки зрения.
Впрочем, по мнению экспертов, данное исследование лишь подтверждает очевидное. «Просто новым методом продемонстрировано, что внимание является важным компонентом рабочей памяти, за которую отвечает префронтальная кора головного мозга. А тренировка внимания улучшает рабочую память. Кстати, хорошие результаты тренировок детей с их лучшим вниманием также вполне предсказуемы», — комментирует заведующий лаборатории функциональной нейроцитологии Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Михаил Свинов.
«Описание теста дает основание говорить, что у испытуемых тренировалось именно внимание, — соглашается руководитель лаборатории возрастной физиологии мозга отдела исследований мозга Научного центра неврологии РАМН, доктор биологических наук, профессор Виталий Фокин. — И то, что после таких упражнений улучшались способности к оперативному запоминанию, вполне логично».