Образование — 20 июня 2011

Большая часть средств, выделенных на образование, потрачена по статье «прочие расходы»

Версия для печати 1741 Материалы по теме
Большая часть средств, выделенных на образование, потрачена по статье «прочие расходы»

расходы
В 2010 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) из федерального и региональных бюджетов было потрачено более 10 млрд рублей. Три четверти этой суммы пришлось на «прочие расходы». На какие? От общественности это упорно скрывают, констатировали в Госдуме.

2010 год завершает пятилетку ФЦПРО-2006-2010. Поэтому в первую очередь, разъяснила на презентации отчета о выполнении программы в думском комитете по образованию директор департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко, «выполнялись ранее начатые проекты или проекты, связанные с реализацией стратегических направлений». Такие, к примеру, как подготовка к переходу на новые стандарты высшего образования и младшей школы или введение новой системы оплаты труда педагогов. Правда, многие проблемы так и остались нерешенным, признала она. Поэтому «доводить» их придется в новой пятилетке в 2011-2015 годах.

Например, так и не пошло полномасштабное профильное обучение. Школе ставилась задача обеспечить возможность учиться по профилю в любых средних учебных заведениях, а не только в гимназиях и лицеях, как сейчас. Однако в 2010 году этого не произошло: появились лишь отдельные профильные программы и пилотные площадки. Правда, большинство школ уцелеет и при таком раскладе. А вот о вузах этого не скажешь.

В 2010 году дополнительное финансирование получали лишь несколько десятков университетов, причисленных к «ведущим». Остальные сидят на голодном пайке. В итоге «одни вузы богатеют, другие – подавляющее большинство – стремительно беднеют. И чем закончится такая ФЦПРО, угадать несложно», - констатировал зампред комитета по образованию Гаджимет Сафаралиев. «Угадывают» закономерный финал и в Минобрнауки: «У нас 70% выпускников школы с высшим образованием. А столько специалистов этого уровня экономике не надо. Требуется, например, 25 тысяч учителей в год, а мы выпускаем 125 тысяч», - парировала Низиенко.

Главной же из нерешенных проблем остается обеспечение местами в детских дошкольных учреждениях. Бились над ней бились, однако в 2010 году очередь в детсады не только не рассосалась (хотя такая задача ставилась), но даже подросла до 1,9 млн человек. И, возможно, будет расти дальше. Другая столь же очевидная беда – материально-технические условия школы, категорически не подходящие для перехода младших классов на новые образовательные стандарты с 1 сентября этого года. «Взять хотя бы спорт, - обрисовала ситуацию член думского комитета по образованию Ирина Роднина. - Стандарт образования по физвоспитанию абсолютно не связан с имеющимися в школах спортсооружениями и спортинвентарем». И так за что не возьмись, хотя требования к условиям, в которых проходит процесс обучения, прямо записаны в стандарте. «Зачем тогда было его принимать?» - выразила общее недоумение Роднина.

Правда, кое-какие деньги на переоборудование школы все же пойдут. Что-то под переход на новые стандарты первых классов выделили регионы (правда, не все), сообщила Низиенко. Ассигнованы, наконец, и средства из федерального бюджета: до конца 2011 года – 20 млрд рублей, в 2012-м – 60 млрд, и в 2013-м – 40 млрд, уточнил глава комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин.

120 млрд рублей это, конечно, хорошо. Но мучает вопрос. Если учить по-новому должны с сентября 2011 года, то почему их выделили только сейчас, а не хотя бы в 2010-м? Тем более, что средства под ФЦПРО были отпущены немалые.

Как явствует из доклада правительства, ФЦПРО 2010 года обошлась стране более чем в 10 млрд рублей. (В том числе более 5,7 млрд из федерального и почти 4,3 млрд из региональных бюджетов). Траты распределились таким образом: на капитальные вложения – почти 2,4 млрд рублей (в том числе более 2,3 млрд федеральных и 69 млн региональных). На научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – в общей сложности менее 50 млн. А вот на «прочие нужды» - около 7,5 млрд (в том числе более 3,3 млрд из федерального и около 4,2 млрд – из региональных бюджетов).

Что это за такие «нужды» – бог весть: информировать о них общественность власти не считают нужным. Как отмечается в решении думского комитета по образованию, доклад правительства о выполнении ФЦПРО «не размещен на специализированных интернет-ресурсах, освещающих реализацию ФЦПРО, не опубликован в официальном печатном органе, хотя такая публикация предусмотрена законом «Об образовании». Впрочем, скрытность чиновников возникла не сегодня. В прошлом году, заслушав отчет о ФЦПРО-2009, думский комитет по образованию уже обращал внимание Минобрнауки на данное нарушение. Но ничего не изменилось: отчет о расходах на образование, по словам участников обсуждения, вновь остался достоянием «узкого круга ограниченных лиц».

Поделиться