Самым обсуждаемым в научном сообществе законом в последнее время стал закон о закупках
Хотя
Хотя осенью законопроект уже должен поступить на рассмотрение в Государственную думу, информации о нем очень мало.
В конце июля состоялась встреча заинтересованных блогеров с заместителем министра экономического развития Алексеем Лихачевым, которая позволила узнать о готовящемся законопроекте непосредственно от одного из разработчиков закона. На встрече разговор шел преимущественно об основных идеях и принципах законопроекта, однако неформальный характер мероприятия позволял обсуждать их применимость к той сфере, которая представляет наибольший интерес для нас, — науке и образованию. Такой подход представляется оправданным, так как важно, не насколько закон хорош сам по себе, а способен ли новый закон лучше, чем старый, решать проблемы, которые сегодня мешают нормальному развитию.
Кроме обсуждения нового закона нам удалось получить дополнительную информацию о поправках в
Итак, поправки позволят проводить закупки без тендеров в двух случаях.
Во-первых, снимаются ограничения при закупках в рамках выполнения грантов. Во-вторых, если финансирование на научно-исследовательские работы получено в результате проведения конкурсов по
Не хотелось бы забегать вперед, но хочется надеяться, что осенью поправки будут приняты и ситуация с закупками существенно улучшится.
Основные идеи ФКС
Теперь вернемся к самой ФКС и очень кратко рассмотрим основные идеи, легшие в ее основу. Итак, ФКС — это система норм и правил, регулирующих отношения в области закупок для государственных и муниципальных нужд. Законопроект описывает регулирование всего цикла закупок: планирование, размещение заказа, исполнение контрактов, прием и аудит заключенных заказов.
В ФКС вводится обязательный этап прогнозирования и планирования предполагаемых закупок. На этом этапе заказчик должен будет сформировать планы закупок на очередной год, причем в планах заказчик будет обосновывать необходимость заказа, начальную стоимость и выбор процедуры размещения.
Так как планирование будет открытым, то появится возможность опротестовывать неадекватные закупки уже на этом этапе.
В ФКС этап планирования считается крайне ответственным. По мнению Министерства экономического развития, это может иметь важное значение и для научной сферы. Ученые будут заранее получать информацию о планируемых конкурсах и даже вмешиваться в их организацию. Допустим, какой-либо конкурс на проведение научно-исследовательских работ собираются провести в формате конкурса с ограниченным участием, сильно сузив круг участников
На этапе размещения заказа ФКС также несколько отличается от
В данном случае можно наблюдать иное: создаются возможности для того, чтобы заказчик мог самостоятельно подобрать способ размещения заказа для достижения оптимального результата.
Всего предлагается девять способов размещения заказа. Иллюстрацией характера изменений на этом этапе могут служить изменения системы размещения заказа у единственного поставщика
В будущем можно будет размещать без тендеров заказы на сумму не более 5% от всех средств организации, которые должны тратиться по
Таким образом, чем больше организация, чем больше у нее бюджет, тем больше можно тратить без тендеров. Такой порядок, возможно, окажется более разумным, чем действующий в настоящее время.
Остальные способы, по мысли разработчиков закона, должны позволить индивидуализированно решать разные проблемы. Одни способы размещения заказа позволяют провести закупки относительно быстро
Очень серьезные изменения произойдут и на этапе исполнения контрактов. В частности, предусмотрено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке в случае нарушения существенных условий контракта и отсутствия возможности устранить нарушения в разумные сроки. Это изменение может оказаться полезным, так как в последнее время всё чаще приходится сталкиваться с откровенно недобросовестными поставщиками, а решать все вопросы в судебном порядке и слишком долго, и слишком дорого.
И, наконец, в ФКС появится система аудита, в ходе которого будет проверяться соответствие результатов заявленной потребности, проверяться обоснованность решений заказчика на всех стадиях
Очень важно, что тематические проверки могут проводиться на всех стадиях размещения заказа, причем основаниями для них могут быть даже обращения физических лиц.
Необходимо отметить, что в ходе встречи было неоднократно подчеркнуто, что в ФКС крайне важными считаются этапы планирования и контроля результатов.
Система общественного контроля
Одна из ключевых особенностей ФКС состоит в повышении уровня информационной открытости и усилении общественного контроля. Именно общественный контроль являлся основной темой встречи, хотя, принимая во внимание запутанность и новизну темы, речь шла скорее о возникающих сложностях.
Не секрет, что достаточно часто по результатам конкурсов на право проведения научно-исследовательских работ победителями оказываются весьма странные и неожиданные организации.
Самая обычная причина их победы — резкое снижение цены
Что должно произойти, чтобы общественный контроль заработал? Нужны ли какие-то специальные механизмы в рамках закона? Прежде всего, необходим удобный доступ к информации. В настоящее время работа с сайтом госзакупок оказывается достаточно сложной, а нужные сведения размещаются порой с опозданием. В будущем объем информации на сайте многократно возрастет, и если не будут созданы специальные механизмы поиска, с которыми будет удобно работать неспециалистам, все разговоры об общественном контроле останутся разговорами.
Еще сложнее вопрос о возможности повлиять со стороны на ход того или иного конкурса.
Скорее всего, никакого простого и однозначного механизма придумать не удастся. Если заставить заказчика отвечать на каждый запрос, то это может парализовать работу; если проводить отбор запросов, то возникает необходимость в какой-то новой структуре с непонятными правами. Опять же непонятно, как будут соотноситься системы общественного контроля и аудита.
Очень сомнительно, чтобы эти вопросы могли быть разрешены быстро. Общественный контроль, как и любая другая форма самоорганизации, не может быть создан в один момент, он должен развиваться постепенно. В противном случае просто возникнет новая казенная контора, которая не будет иметь никакого авторитета и реального значения
Что будет с наукой?
Для нас чрезвычайно важен вопрос о том, как будет развиваться ситуация применительно к науке. Поправки, которые должны быть в ближайшее время внесены в
Обычная в мире система грантов, нацеленная на жесткий контроль результатов проводимых исследований, а не хода расходования выделяемых средств, у нас пока играет второстепенную роль.
В различных документах Министерства экономического развития неоднократно говорилось о целесообразности финансировать науку через гранты, и Алексей Лихачев подтвердил, что позиция министерства в этом пункте не изменилась.
Законопроект о ФКС в самое ближайшее время будет выложен для общественного обсуждения.
Пока не будет текста, обсуждать можно только общие положения, а дьявол, как известно, в деталях.
Поэтому вчитываться в текст закона придется хотя бы для того, чтобы после его введения не оказаться в той ситуации, в какую мы попали весной. К тому же даже самые замечательные принципы могут привести к чудовищным последствиям при плохой реализации. Всё это не может не вызывать озабоченности.
Таким образом, с довольно высокой вероятностью в ближайшее время мы перестанем жить в эру
Источник: Газета