Версия для печати 1698 Материалы по теме
Так в чем же она – стратегия развития социальной сферы?

социальная защита
Министр МВД Рашид Нургалиев высказался по поводу мониторинга музыкальных предпочтений молодежи и дал повод некоторым СМИ изрядно повеселить свою аудиторию. Можно, конечно, и дальше иронизировать по поводу вальсов и мазурки, но мониторить ситуацию с молодежью, конечно, важно. Только сразу же встает следующий вопрос: а что делать потом с этими мониторингами?

Например, уже сегодня есть такие данные социологического опроса компании Motorola: 92% опрошенных молодых россиян имеют широкополосный доступ к Интернету. А 76% при этом чувствуют себя совершенно потерянными без доступа к Сети. И что после этого? Запретить Интернет? Или отвлекать от сетевой зависимости сбором металлолома?

А вот данные фонда Общественное мнение" (ФОМ): 87% опрошенных студентов полагают, что будут работать на первой работе менее пяти лет. И 74% отметили опыт работы в зарубежных странах как приоритет для себя. Что делать? Рвать на себе волосы: молодые кадры покидают Россию! И предлагать им «подъемные» в 500 тыс. руб., с тем чтобы только остались в России? Прецедент уже создан. С молодыми учителями из глубинки. Только как будут себя при этом чувствовать люди среднего возраста, проработавшие на этих же участках работ за умеренные суммы много лет?

Данные опросов ВЦИОМа о карьерных предпочтениях наших граждан. Открыть свой бизнес хотели бы только 11% россиян. «Что нужно, чтобы стать богатым в РФ?» — спросили у своих респондентов социологи ФОМ. Считающие себя бедными людьми заявили, что нужны «связи, хитрость, ловкость, обман». Люди, относящие себя к среднему классу, сказали: «хорошее образование, высокая квалификация, связи». Как менять установку у первой группы людей? Рисовать кинопастораль, как легко и приятно в нашей стране стать богатым?

Вот решили, что нужно строить социальные лифты для молодежи. Начиная с Агентства стратегических инициатив (АСИ) и заканчивая фондами крупных предпринимателей, сегодня все продумывают стратегию социальной политики. Выражение «социальный лифт» вошло в модный лексикон депутатов ГД РФ. Полезное занятие, мешает одно «но»...

Вроде бы понятно всем, что раздачей пособий проблему бедности не решить. И, кстати, отдельные проекты (даже удачные) не решают ситуацию с бедностью по стране в целом. Чтобы случился некий переворот в социальной политике, нужна Идея. Причем работающая. Кстати, Виктор Сиднев, мэр города Троицка, доктор физико-математических наук, магистр игры «Что, где, когда?», принимавший участие в конкурсе на должность гендиректора АСИ, рассказал журналистам историю о том, как еще в советские времена в Новосибирский академгородок приезжала группа сенаторов и бизнесменов из США. Иногда привозили своих детей. Зачем? В Америке, как вы знаете, система соцлифтов работает. И на нее работает весь пиар, включая Голливуд. Американцы, пробившиеся к пику иерархической пирамиды, понимают, что кто-то из их детей может и не остаться на самом верху. Для того чтобы это «падение» вниз проходило не столь болезненно, в советский академгородок американские миллиардеры возили на экскурсию своих детей. Показать им, что не все счастье в жизни определяет количество долларов на счетах в банках.

АСИ называют уникальным проектом. Уникален он пока только тем, что полностью заточен под одного человека — Владимира Путина. Путина — нынешнего премьера или будущего президента. Без этого весь энтузиазм участников амбициозного проекта легко может сойти на нет. Основная проблема начинающих бизнесменов состоит в том, что они не знают до конца, что делать с блестящими идеями, посетившими их. Новая структура обещает, что их интеллектуальный труд не пропадет. Предполагается, что барьерно-административные сложности, с которыми обычно сталкивается предприниматель, начинающий дело в России, будут мгновенно разрешаться «именем Путина». А большая часть экспертов приглашается работать в агентство на безвозмездной основе. Кстати, без «имени Путина» такое, наверное, вряд ли возможно. Какой энтузиазм в наше безыдейное время! АСИ, кстати, по замыслу создателей, вообще не будет заниматься распределением средств. Задача его больше организационная и консультационная.

Не буду трогать экономическую часть проекта АСИ («Новый бизнес», «Молодые профессионалы»), задержусь на социальной («Социальные проекты»). Потому что она пока видится самой уязвимой частью проекта. Чем? Прежде всего «масштабируемостью», на которую ссылались во время презентации АСИ. В год направление «Социальные проекты» АСИ сможет «переработать» около 25–27 социальных проектов. Согласитесь, не так много. Второй момент — сегодня все стоящие заявки крутятся вокруг темы «маленькие дети» и «дети-инвалиды». Безусловно, поддерживать самые незащищенные слои населения нужно. Только если этим будет ограничено дело, имело ли смысл начинать целое направление «Социальные проекты» в АСИ? Возможно, открытие его — это все-таки шаг к тому, как побороть бедность российских семей. Так, может, и решать тогда все надо в комплексе, увязывая заявки на проекты друг с другом? Кстати, бедность в России имеет две стороны. Бедны люди, получившие хорошее советское образование и не сумевшие приспособиться к рыночным условиям. Бедные молодые люди, получившие нынешнее так называемое псевдообразование. Но элемент борьбы с бедностью при этом все равно остается один — хорошее образование.

Цель агентства, по мнению Владимира Яблонского, — это обобщение и трансляция удачного опыта в масштабах России. Все здорово, если будет что тиражировать. Сегодня Общественная палата РФ вместе с директором направления «Социальные проекты» АСИ проводит круглый стол по теме «Общественное обсуждение стратегии инновационного развития социальной сферы». Возможно, после этого и будет более четко оформлена вся эта стратегия.

Поделиться