Но капля камень точит. И вот минэкономразвития подготовило проект с рабочим названием «Закон о федеральной контрактной системе», который должен изменить принцип государственных закупок вообще — и в науке в частности. Идея документа диаметрально противоположна той, что была заложена в
Теперь предполагается увеличить число вариантов размещения заказов и, в частности, срочных заказов на небольшие (до 500 тысяч рублей) суммы. Это позволит ученым приобретать необходимые в текущей работе реактивы и оборудование быстрее, чем сейчас, хотя им по-прежнему придется собирать огромное количество документов. Зачем? Чтобы контролировать проведение закупок и отслеживать возможные факты мошенничества.
Сегодня в конкурсах, как правило, побеждают те, кто заявляет самую низкую цену за свой проект. В итоге в выигрыше нередко оказываются некомпетентные исполнители. Во многих случаях закупить по принципу «лучшей» цены какие-нибудь химические реактивы означает загубить научное исследование. Новый закон уменьшит «вес» критерия цены. Кроме того, исследователи получат право приобретать товары у одного поставщика постоянно в том случае, если однажды он сумел выиграть конкурс на поставку этих товаров.
В то же время новый закон по-прежнему будет регулировать закупки не отдельных научных групп, как просили ученые, а институтов или университетов. Это ограничение сохранится до тех пор, пока не будет юридически прописано определение мелких исследовательских единиц. Аналогично из-за отсутствия четкой формулировки, что такое научные исследования, чиновники не собираются разрабатывать отдельный закон, регламентирующий процедуры закупок различных товаров именно для НИОКР.
Но, несмотря на все улучшения, предусмотренные новым документом, и чиновники, и ученые сходятся в том, что для эффективного ведения научной деятельности необходимо переходить на преимущественно грантовую систему финансирования науки. При этом средства грантов должны быть неподконтрольны ни