Здравоохранение — 29 августа 2011

Модернизацию здравоохранения доверили регионам

Версия для печати 1778 Материалы по теме
Модернизацию здравоохранения доверили регионам

музей медицины
Вчера глава правительства Владимир Путин провел в Смоленске совещание по проблемам здравоохранения. Перед совещанием премьер посетил областную клиническую больницу, а также осмотрел строительство Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования. Независимые эксперты указывают, что реальная модернизация здравоохранения требует серьезных усилий со стороны федеральной власти и региональных администраций.

В четверг Владимир Путин прибыл в Смоленск для участия в совещании по вопросам модернизации отечественного здравоохранения. В Смоленске Путину рассказали о работе хирургического отделения областной клинической больницы, а сам премьер воспользовался удобным случаем и обратился к смоленским докторам за консультацией. «Я плечо потянул, можете посмотреть?» — спросил он у врача. Медик осмотрел плечо, для чего премьеру пришлось снять галстук и рубашку. Доктор посоветовал премьеру мазь и сделал Путину обезболивающую аппликацию.

В повестке дня совещания были вопросы реализации региональных программ модернизации здравоохранения в тех областях, которые входят в Центральный федеральный округ. В обсуждении участвовали вице-премьер Александр Жуков, глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, министр регионального развития Виктор Басаргин и губернаторы регионов Центрального федерального округа. Аналогичные совещания по проблемам здравоохранения глава правительства проводил в 2010 году в Иванове и Калининграде, в марте 2011 года — в Рязани, а в феврале и апреле — в Москве.

Реализуемая правительством политика модернизации предполагает сохранение системы обязательного медстрахования (ОМС) с участием частных страховых компаний. Кроме того, власти делают ставку на региональные программы модернизации здравоохранения. В каждом субъекте РФ разработаны и утверждены собственные программы модернизации здравоохранения с учетом структуры заболеваемости и смертности, а также особенностей данного региона.

В целом на развитие здравоохранения дополнительно из федерального бюджета и фонда обязательного медицинского страхования до 2013 года направлено около 1 трлн. руб., в том числе в рамках проекта «Здоровье» — 470 млрд. руб. и системы ОМС — 460 млрд. руб. Эти средства идут на модернизацию материально-технической базы лечебных учреждений (300 млрд. руб.), на информатизацию, включая создание единой информационной базы и электронных медицинских карт (24 млрд. руб.), а также на обеспечение единых стандартов медицинской помощи на всей территории России, повышение качества и эффективности лечения, а также доступности амбулаторной медицинской помощи (136 млрд. руб.).

По мнению независимых экспертов, отечественная система здравоохранения очень далека от идеала. В ней не работают страховые принципы, бюджетное финансирование явно недостаточно, а нарушение законов о здравоохранении давно стало привычным и повсеместным. Президент Общества специалистов доказательной медицины (ОСДМ) Василий Власов настроен категорично — никакой реформы здравоохранения в России не было. «Система ОМС была создана в начале 90-х годов как подпорка для государственного финансирования, но роли своей не выполнила, — отмечает он. — То, что у нас делалось, не было страхованием, это была лишь оплата работ. Хотя польза, пусть и небольшая, появилась — больницы стали получать деньги за пациентов». По мнению Власова, властям нужно собраться с силами и честно заявить, какие цели и задачи стоят перед отечественным здравоохранением, каким образом и за счет чего оно будет развиваться.

На противоречия в организации здравоохранения указывают и экономисты. «Среди множества проблем организации здравоохранения можно назвать противоречия в организации финансирования. С одной стороны, чиновники заявляют, что к 2015 году страна перейдет к одноканальному финансированию лечебных учреждений — только через систему ОМС. Но одновременно с этим реализуется противоположная политика — наращиваются бюджетные расходы, в том числе и через региональные бюджеты», — указывает гендиректор «Финэкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. Еще одно противоречие связано с практической невозможностью включения частных клиник в систему ОМС и их допуска к бюджетному финансированию. «Даже если частная клиника будет оказывать высокотехнологическую медпомощь в рамках государственных квот, у нее возникнут очень серьезные проблемы с компенсацией затрат из федерального или регионального бюджета», — говорит Шустерняк.

В то же время многие экономисты считают оправданной ставку на региональные программы модернизации. Старший научный сотрудник Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Яков Дубенецкий считает оправданным децентрализацию региональных программ модернизации систем здравоохранения. «В этом есть логика. На месте, как говорится, виднее приоритеты», — подчеркивает он. Однако федеральное правительство должно организовать разумный контроль за целевым использованием средств бюджета, выделяемых территориям на здравоохранение. «Не следует подводить под единый знаменатель проблемы здравоохранения, например, в курортном Краснодарском крае и экстремальных „нефтескважинных“ регионах», — соглашается руководитель юридического департамента компании Penny Lane Realty Сергей Поправка.

Поделиться