Власти уверены, что необходимость в такого рода программе назрела давно. Еще весной глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, рассказывая об этой инициативе, напомнил, что россияне как потребители часто становятся жертвами собственной финансовой безграмотности и несут не только моральные, но и денежные убытки. Задача проекта — проинформировать население обо всех тонкостях финансовых договоров, в том числе кредитных, через подведомственные Роспотребнадзору структуры. Также программа включает пропаганду внимательного отношения к документам и к своим правам. Внимательность будет воспитываться с помощью социальной рекламы. Предполагается создание «горячих линий» и консультационных центров. Кроме того, планируется совершенствовать законодательство в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.
Надо заметить, что проект не дешев. Как говорил в мае министр финансов Алексей Кудрин, объем финансирования составит 3,5 млрд. руб. (а это 113 млн. долларов), срок программы — пять лет. Частично она финансируется из федерального бюджета. Этой весной Минфин и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) подписали соглашение о займе для РФ 25 млн. долларов на повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в стране. По словам министра, программа направлена в первую очередь на две целевые группы: первая — школьники и студенты, вторая — граждане с низкими доходами. Формы обучения будут использоваться разные.
Опрошенные «НИ» эксперты неоднозначно отнеслись к инициативе чиновников. С одной стороны, население у нас по большей части в финансовых вопросах действительно безграмотно. С другой — множество вопросов вызывают целевая аудитория и критерии контроля.
«Это нужно было делать не сейчас и не вчера, а гораздо раньше, — рассказал „НИ“ ведущий эксперт Центра развития Дмитрий Мирошниченко. — Вопрос: как и для кого? Что касается малообеспеченных слоев населения, то здесь эффективность программы будет отрицательная. У людей просто нет денег, зачем им нужна эта программа? Они думают о более насущных проблемах, например о том, как накормить семью. Я считаю, что нужно направить эти деньги на школы. Разработать специальные программы, при этом все это должно быть соотнесено с реальностью. Нужно с детства приучать детей к тому, что деньги имеют цену. В Европе и Америке действуют подобные проекты, и они доказали свою эффективность».
Директор московского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРа России» Алексей Даутов также согласен: приоритет должен отдаваться школьникам, но и старшее поколение не стоит списывать со счетов. «Все же они сейчас распоряжаются деньгами, а не школьники, — заметил он „НИ“. — Вспомните все случаи с „пирамидами“, МММ — туда несли деньги вполне взрослые люди. И когда проводилось банковское „народное IPO“ — тоже. А потом, когда наступил кризис и эти акции обесценились, пострадали отнюдь не дети. Это важно еще и потому, что чаще всего люди распоряжаются небольшими деньгами: это их пенсии, зарплаты, скромные накопления. И если они будут знать, как можно эти деньги сохранить и приумножить, ничего плохого в этом не будет».
Другое дело, что очередная государственная программа может уйти в песок, признает Алексей Даутов. «В большинстве случаев у нас все делают для „галочки“, — напоминает он. — Выпускают парочку брошюр, отчитываются и — все. И это относится к любой госпрограмме, на что бы она ни была направлена». Эксперт опасается, что и это начинание ждет такая же судьба, если не будут четко сформулированы критерии выполнения поставленных задач. Ведь очень сложно оценить, в какой степени население было «проинформировано». Кстати, уже сейчас, когда проект вроде бы стартовал, найти какую-то информацию о нем на сайте того же Роспотребнадзора у «НИ» не получилось. То есть пока даже тот, кто искренне хочет пройти финансовый ликбез, вряд ли сможет это сделать, поскольку не поймет, куда ему обращаться.
Директор центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Елена Панфилова убеждена: пока задачи ставятся таким расплывчатым образом, даже самые лучшие инициативы так и будут оставаться исключительно на бумаге. «Необходимы четко поставленные задачи и последующий контроль за их решением, — сказала „НИ“ эксперт. — Нужны ясно сформулированные параметры, которые потом можно было бы проверить. В противном случае действительно выпустят за пять лет пяток брошюр, проведут большую конференцию в „Президент-отеле“, и на этом программа будет успешно завершена»