Версия для печати 1460 Материалы по теме
Роспотребнадзор взялся обучать россиян финансовой грамотности за немалые деньги

финансовая грамотность
В эту пятницу стартовал совместный проект Роспотребнадзора и Минфина, цель которого — повышение финансовой грамотности населения. На его реализацию планируется потратить 113 млн. долларов. Эксперты отмечают, что деньги выделены немалые, однако опасаются, что они опять уйдут непонятно на что. Уж слишком расплывчато поставлены задачи. А параметры успешности их решения вообще не заданы.

Власти уверены, что необходимость в такого рода программе назрела давно. Еще весной глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, рассказывая об этой инициативе, напомнил, что россияне как потребители часто становятся жертвами собственной финансовой безграмотности и несут не только моральные, но и денежные убытки. Задача проекта — проинформировать население обо всех тонкостях финансовых договоров, в том числе кредитных, через подведомственные Роспотребнадзору структуры. Также программа включает пропаганду внимательного отношения к документам и к своим правам. Внимательность будет воспитываться с помощью социальной рекламы. Предполагается создание «горячих линий» и консультационных центров. Кроме того, планируется совершенствовать законодательство в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.

Надо заметить, что проект не дешев. Как говорил в мае министр финансов Алексей Кудрин, объем финансирования составит 3,5 млрд. руб. (а это 113 млн. долларов), срок программы — пять лет. Частично она финансируется из федерального бюджета. Этой весной Минфин и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) подписали соглашение о займе для РФ 25 млн. долларов на повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в стране. По словам министра, программа направлена в первую очередь на две целевые группы: первая — школьники и студенты, вторая — граждане с низкими доходами. Формы обучения будут использоваться разные.

Опрошенные «НИ» эксперты неоднозначно отнеслись к инициативе чиновников. С одной стороны, население у нас по большей части в финансовых вопросах действительно безграмотно. С другой — множество вопросов вызывают целевая аудитория и критерии контроля.

«Это нужно было делать не сейчас и не вчера, а гораздо раньше, — рассказал „НИ“ ведущий эксперт Центра развития Дмитрий Мирошниченко. — Вопрос: как и для кого? Что касается малообеспеченных слоев населения, то здесь эффективность программы будет отрицательная. У людей просто нет денег, зачем им нужна эта программа? Они думают о более насущных проблемах, например о том, как накормить семью. Я считаю, что нужно направить эти деньги на школы. Разработать специальные программы, при этом все это должно быть соотнесено с реальностью. Нужно с детства приучать детей к тому, что деньги имеют цену. В Европе и Америке действуют подобные проекты, и они доказали свою эффективность».

Директор московского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРа России» Алексей Даутов также согласен: приоритет должен отдаваться школьникам, но и старшее поколение не стоит списывать со счетов. «Все же они сейчас распоряжаются деньгами, а не школьники, — заметил он „НИ“. — Вспомните все случаи с „пирамидами“, МММ — туда несли деньги вполне взрослые люди. И когда проводилось банковское „народное IPO“ — тоже. А потом, когда наступил кризис и эти акции обесценились, пострадали отнюдь не дети. Это важно еще и потому, что чаще всего люди распоряжаются небольшими деньгами: это их пенсии, зарплаты, скромные накопления. И если они будут знать, как можно эти деньги сохранить и приумножить, ничего плохого в этом не будет».

Другое дело, что очередная государственная программа может уйти в песок, признает Алексей Даутов. «В большинстве случаев у нас все делают для „галочки“, — напоминает он. — Выпускают парочку брошюр, отчитываются и — все. И это относится к любой госпрограмме, на что бы она ни была направлена». Эксперт опасается, что и это начинание ждет такая же судьба, если не будут четко сформулированы критерии выполнения поставленных задач. Ведь очень сложно оценить, в какой степени население было «проинформировано». Кстати, уже сейчас, когда проект вроде бы стартовал, найти какую-то информацию о нем на сайте того же Роспотребнадзора у «НИ» не получилось. То есть пока даже тот, кто искренне хочет пройти финансовый ликбез, вряд ли сможет это сделать, поскольку не поймет, куда ему обращаться.

Директор центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Елена Панфилова убеждена: пока задачи ставятся таким расплывчатым образом, даже самые лучшие инициативы так и будут оставаться исключительно на бумаге. «Необходимы четко поставленные задачи и последующий контроль за их решением, — сказала „НИ“ эксперт. — Нужны ясно сформулированные параметры, которые потом можно было бы проверить. В противном случае действительно выпустят за пять лет пяток брошюр, проведут большую конференцию в „Президент-отеле“, и на этом программа будет успешно завершена»

Поделиться