Версия для печати 9402 Материалы по теме
Бюджет Воронежа —  бюджет развития

Колиух Сергей Михайлович
По итогам IV Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» город Воронеж стал победителем в номинации «За высокое качество организации предоставления муниципальных услуг». Эта победа стала хорошим подарком городу, который в этом году отмечает свой юбилей — 425-летие со дня основания. Сергей Михайлович КОЛИУХ, глава городского округа город Воронеж

Еще несколько лет назад многие сферы городского хозяйства переживали кризис. Однако в 2008 году к управлению городом пришла новая команда, во главе которой стал руководитель, имеющий богатый опыт муниципального управления, — Сергей Михайлович Колиух. За достаточно короткий промежуток времени новая администрация наладила конструктивные отношения со всеми ветвями власти, в том числе и в исполнительной вертикали — муниципалитет — регион — федеральный центр. После этого в жизни города начались позитивные изменения. Так, например, областная администрация передала в городской округ нормативы отчислений от налога на прибыль и налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, что существенно увеличило поступления в городскую казну.

Программно-целевые принципы планирования

Основной целью бюджетной политики города стало повышение уровня жизни населения, в том числе и за счет создания условий по обеспечению граждан доступными и качественными услугами. В 2008 году в качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов определен программно-целевой принцип организации деятельности органов местного самоуправления. Это позволило оптимизировать ресурсы города, повысить результативность функционирования администрации и качество предоставляемых муниципальных услуг. Программная структура бюджета способствует адресному оказанию муниципальных услуг, созданию системы взаимосвязи выделяемых бюджетных ассигнований и достигнутых социально значимых результатов, повышению квалификации специалистов исполнительных органов местного самоуправления за счет формулирования четких целей и задач деятельности органов власти.

В рамках реализации программно-целевого принципа планирования администрацией города были разработаны 20 целевых муниципальных и шесть ведомственных программ, направленных на развитие экономической, культурной и производственной инфраструктуры. Подавляющее большинство программных мероприятий исполняется, что позволяет достичь поставленных целей по развитию города. Ежегодно разрабатываются новые программы, направленные на решение острых социальных проблем и проблем городского хозяйства. Более того, город включился в реализацию национальных проектов, пяти федеральных и десяти областных целевых программ.

Объем финансирования программ в 2010 году составил почти 1,4 млрд руб. — это в 3,2 раза больше, чем в 2009 году, и почти в 10 раз больше, чем в 2008-м. В 2011 году программно-целевое финансирование за счет средств бюджета планируется в сумме 2,6 млрд руб. Привлечение дополнительных финансовых ресурсов в рамках реализации на территории городского округа федеральных и областных программ — один из способов решения стоящих перед городом проблем.

В 2009 году по поручению С. М. Колиуха был разработан и утвержден Генеральный план развития Воронежа. Ранее подобных нормативных документов, определяющих развитие города, не было. Более того, впервые в истории Воронежа бюджет был принят на три года. В 2010 году городская администрация совместно с ведущими учеными-экономистами разработала Стратегический план социально-экономического развития города на период до 2020 года. В рамках реализации программно-целевого подхода к управлению городом была утверждена Программа комплексного социально-экономического развития на 2010–2014 годы. Она прошла экспертизу в правительстве Воронежской области и включена в реестр программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований Воронежской области.

Основные параметры бюджета

Благодаря созданию хорошо проработанной нормативной базы вкупе с оптимизацией бюджетной политики и конкретными поступательными шагами по развитию городского хозяйства администрацией городского округа в 2010 году был реализован комплекс мер, направленных на преодоление посткризисных явлений и создание условий для дальнейшего развития экономики. Налоговые и неналоговые доходы бюджета городского округа в 2010 году составили почти 10,2 млрд руб. Рост поступлений в бюджет по сравнению с 2009 годом составил 15,6 %. С целью мобилизации дополнительных доходов в бюджет города постоянно осуществляется работа с предприятиями-недоимщиками по взысканию задолженности в бюджет, а также проводятся комиссии по укреплению финансовой и налоговой дисциплины.

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ в 2010 году составили около 4,2 млрд руб. На протяжении последних лет администрацией города проводится постоянная и плодотворная работа по привлечению средств из федерального и областного бюджетов на решение стоящих перед городом задач. Сильно изменилась структура финансовой помощи, оказываемой бюджету городского округа. Так, 2010 году в бюджет поступили дополнительные субсидии из федерального и областного бюджетов на проведение расходов капитального характера в сумме около 2,2 млрд руб., которые были направлены на капитальный ремонт многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилья, развитие городской инфраструктуры и благоустройство города.

Кредиторская задолженность бюджета снижена на 150 млн руб. Полностью ликвидирована просроченная кредиторская задолженность.

В 2010 году расходы бюджета составили около 14,3 млрд руб. Сохранена их социальная направленность: осуществлялись мероприятия по реализации экономически значимых программ, ориентированных на повышение качества жизни населения. Для покрытия кассовых разрывов на выгодных условиях привлечены и в срок погашены банковские кредиты.

Конкурентные преимущества

Проведение эффективной бюджетной политики позволило обеспечить стабильное функционирование учреждений бюджетной сферы и бесперебойную работу всех систем жизнеобеспечения. Сегодня Воронеж имеет ряд конкурентных преимуществ, что делает город привлекательным для проживания и ведения бизнеса.

Во-первых, это выгодное географическое положение. Город расположен не только в исторически сложившемся крупном аграрном районе — Центральном Черноземье, но и на пересечении важных транспортных артерий страны.

Во-вторых, Воронеж занимает значительную территорию с достаточно большой плотностью населения. По состоянию на 2010 год общая территория, которую занимает город, составляет без малого 600 тыс. га. По предварительной оценке Воронежстата, численность постоянного населения по итогам переписи на 1 января 2011 года составила 979 884 человека. Численность постоянного населения в агломерации — более 1 млн человек.

В-третьих, на сегодняшний день Воронеж обла­дает достаточно обширным научно-ис­сле­до­ва­тельским и образовательным потенциалом. В областном центре функционирует 16 государственных и 5 частных вузов. В городе обучаются более 130 тыс. студентов. По оценкам экспертов, по количеству студентов Воронеж занимает третью позицию в Центральном округе после Москвы и Московской области. На площадках большинства высших учебных заведений действуют бизнес-инкубаторы и технопарки.

В-четвертых, в городе хорошо развита инженерная инфраструктура, а степень обеспеченности населения жильем достаточно высока. Во многом это связано с тем, что Воронеж является безусловным лидером в жилищном строительстве (не только среди городов Центрального Черноземья, но и в округе), объемы которого, в том числе и в среднедушевом исчислении, очень высоки.

В-пятых, в Воронеже, при высоком уровне диверсификации экономики хорошо развиты высокотехнологичное производство и инновационный сектор. Ключевое положение в экономике Воронежа занимает промышленность. В городском округе насчитывается свыше 3,9 тыс. промышленных предприятий, из них более 140 — крупные и средние. Промышленность представлена предприятиями широкого спектра отраслей: машиностроение, электроэнергетика, химия, деревообработка, пищевой комплекс. Среди наиболее крупных предприятий, занимающих лидирующие позиции в России, можно выделить ОАО «Концерн „Созвездие“», ВМЗ — филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева», ОАО «Воронежсинтезкаучук», ОАО «Тяжмехпресс», ФПК «Космос-Нефть-Газ» и т. д. Промышленное производство за 2010 год выросло на 16,9 %, что выше областного и общероссийского показателей. Позитивная динамика наблюдается и в текущем году.

Вследствие наличия в городе развитой научно-исследовательской базы Воронеж имеет хороший инновационный потенциал. Развита и сеть проектных организаций. На территории города насчитывается порядка 60 организаций, выполняющих исследования и разработки в сфере инноваций.

В-шестых, в городе растет деловая активность населения, насыщенность сектора малого бизнеса, банковского и других секторов рыночной инфра­структуры. В Воронеже динамично развивается торговля, особенно розничная. В 2010 году произошло увеличение количества объектов торговли, в том числе за счет объектов стационарной розничной торговой сети. Прирост общей торговой площади составил 318,7 тыс. кв. м. Как следствие, создано большое количество новых рабочих мест.

Воронеж представляет интерес и для кредитно-финансовых учреждений. Об этом говорит рост количества их представительств в городском округе и высокий показатель аккумулирования средств населением города.

В последние годы в Воронеже наметились положительные тенденции развития малого и среднего предпринимательства. Органы местного самоуправления принимают меры для создания благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы, которая растет с каждым годом.

В-седьмых, город исторически сформировался как культурный центр Центрального Черноземья и является перспективным с точки зрения туристической индустрии.

В силу перечисленных конкурентных преимуществ формируется инвестиционная привлекательность города. Мощный импульс к развитию дал и юбилей Воронежа. На подготовку и проведение мероприятий, приуроченных к юбилею, выделено 9,6 млрд руб. из бюджетов разного уровня. На первом заседании оргкомитета по проведению юбилейных мероприятий губернатор области Алексей Васильевич Гордеев поставил задачу максимально эффективно использовать выделенные средства на пользу городу и, таким образом, совершить прорыв в развитии областного центра. Поэтому было решено направить средства прежде всего на реализацию значимых для города проектов. Они, как правило, уже были включены в муниципальные и областные программы, документально проработаны, а некоторые уже находились в стадии реализации.

В первую очередь были начаты работы по благо­устройству города. За достаточно короткий период отремонтированы фасады домов и фонтаны, исторические здания и видовые места, реконструированы парки и скверы. Кроме того, были проведены ремонтные работы на улицах и во дворах отдаленных микрорайонов города. В целях развития коммунальной инфраструктуры продолжено строительство водоподъемной станции № 4. Проведена реконструкция дорожного полотна центральных улиц Воронежа, а также важной для города магистрали — набережной Массалитинова, которая свяжет три автомобильных моста и разгрузит от транспорта центральные улицы города.

Направлены средства на улучшение материально-технической базы и капитальный ремонт учреждений здравоохранения, культуры и образования. Так, например, в 2011 году впервые за 16 лет будет построен детский сад, который в конце юбилейного года примет 220 детей. Кроме того, построены две новые школы, ведется строительство спорткомплексов, школьных стадионов.

Глава города С. М. Колиух в течение всего периода подготовки к празднику лично инспектировал объекты. По итогам проверок были внесены корректировки в работу подрядчиков и все объекты были сданы в срок. Воронеж вступает в новую эпоху своей жизни, и то, что сегодня сделано для города, хороший старт. В будущее столица Черноземья шагает уверенно.

Поделиться