Алексей Кудрин, по его словам, не намерен оставаться в правительстве, если премьер-министром станет Дмитрий Медведев. Свою позицию он объяснил несогласием с экономической политикой действующего президента, связанной с существенным увеличением расходов на военные и социальные цели.
Глава Минфина, в частности, возмущен, что решения Кремля, касающиеся военной сферы, в 2014 году по сравнению с
Под военными расходами глава Минфина, видимо, подразумевал расходы на национальную оборону и безопасность, поскольку прирост финансовых вливаний в этих сферах в проекте закона о федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов составляет именно эти 3%. Правда, совсем недавно именно этот законопроект Алексей Кудрин подписал, и его одобрило правительство на заседании 21 сентября. Судя по официальной информации из Белого дома, тогда Кудрин воздержался от подобной критики. В минувшую же субботу главу Минфина словно прорвало: «Я сожалею, что эти вопросы недостаточно обсуждаются на съезде „Единой России“, вопросы о таких серьезных ресурсах, которые тратятся на военные цели, что является поворотным пунктом в бюджетной политике страны».
Эмоциональный срыв министра объяснить можно просто. Еще недавно в экспертном сообществе бытовало мнение, что в новой политической команде именно он станет главой российского правительства. Но его почему-то члены тандема на этом посту не увидели. Справедливости ради надо отметить, что в последнее время Алексей Кудрин на неофициальном уровне уже выступал с критикой экономической политики руководства страны. Скажем, в то время когда единороссы и Кремль пиарили и пиарят новую Госпрограмму вооружений до 2020 года (ГПВ-2020), глава Минфина неделю назад в интервью одному из западных СМИ заявил, что утвержденные Кремлем расходы на оборону за следующие 10 лет «съедят 20 триллионов рублей, а гарантированного источника для покрытия таких расходов нет».
Кудрин долго не утверждал тарифную сетку по окладам для офицеров в проекте нового закона о денежном довольствии военнослужащих. Он добился того, что повышение этих окладов произойдет не сразу в 2012 году, а поэтапно. Таким образом, счастливчиками в этом процессе уже через несколько месяцев станут офицеры Минобороны и Внутренних войск МВД РФ, а для кадровых военнослужащих МЧС, ФСБ и других спецслужб это повышение произойдет только в 2013 году, то есть уже после президентских выборов.
Понятно, почему Кремль пошел на явную социальную несправедливость в отношении силовиков, тем более в условиях политической предвыборной борьбы. В рамках экономического кризиса, понимая всю пагубность и опасность значительного увеличения военных и социальных расходов, окружение Медведева, судя по всему, решило пойти на компромисс с главой Минфина. Хотя от генеральной линии поддержки реформ в сфере обороны и безопасности власти не намерены отходить. Понятно, что это позиция не только Медведева, а тандема в целом.
«Все последние новации в военной сфере, связанные с изменением структуры и функций военного ведомства, сокращением офицерского состава, введением системы аутсорсинга, а также новых схем выполнения оборонзаказа, исходили и исходят от выдвиженца Владимира Путина — Анатолия Сердюкова. Эти новации требуют денег. Таким образом, Кудрин сейчас выступает не столько против Медведева, сколько против Путина как будущего руководителя страны и идеолога линии партии «Единая Россия», — считает член-корреспондент Академии военных наук полковник Эдуард Родюков.
«События в Северной Африке и на Ближнем Востоке побуждают руководство России укреплять армию и силы безопасности. И уверенность, которую демонстрируют военные руководители на все расширяющихся по масштабам военных маневрах в борьбе с внутренними и внешними угрозами, говорит о том, что, возможно, так и будет, — делает вывод бывший командующий ЧФ, депутат Госдумы адмирал Владимир Комоедов. — Для армии это будет хорошо. Но есть опасность, что это всего лишь предвыборный пиар-ход партии власти».