Версия для печати 6522 Материалы по теме
Госдума: налоговые законопроекты

Васильев Юрий
В разгар последней сессии Государственной думы V созыва на наши вопросы ответил председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Викторович ВАСИЛЬЕВ.

— Юрий Викторович, до выборов 4 декабря остается немного времени. О каких законопроектах из числа тех, которые обсуждает ваш комитет, вам хотелось бы рассказать в первую очередь?

— Хотелось бы прежде всего упомянуть законопроект «О внесении изменений в главу 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который ужесточит меры административного контроля в игорном бизнесе. Его авторы полагают, что наряду с совершенствованием мер государственного регулирования игорного бизнеса назрела необходимость модернизации соответствующей части налогового законодательства. На сегодня объективно сложились экономические предпосылки для отнесения пунктов приема ставок букмекерских контор и тотализаторов к числу объектов обложения налогом на игорный бизнес. Структура функционирования игорных заведений данного вида строится по сетевому принципу, когда организатор азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе располагает головным офисом и рядом обособленных подразделений. В головном офисе размещается персонал, формирующий перечень событий и условия пари, касса букмекерской конторы или касса тотализатора и специальное оборудование, обеспечивающее ведение учета ставок, фиксацию факта наступления события, являющегося условием пари, и определение сумм выигрышей участников игр. В обособленных подразделениях, именуемых пунктами приема ставок, участники игр выбирают событие, исход которого является предметом пари, передают организатору денежные средства в качестве ставок и получают выигрыши.

Применительно к деятельности букмекерских контор и тотализаторов действующая редакция Налогового кодекса рассматривает в качестве объекта налогообложения кассу букмекерской конторы и кассу тотализатора, под которыми понимается специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате (ст. 364). Как правило, каждый из организаторов букмекерской конторы или тотализатора имеет лишь одно место, отвечающее названному понятию объекта налогообложения, и уплачивает соответствующий налог с единственного объекта. Пункты приема ставок к объектам налогообложения не относятся. Вместе с тем их количество является одним из критериев оценки масштаба деятельности организатора азартных игр, поскольку число заключаемых пари и возможность получения организатором дохода от результатов каждого из таких соглашений находятся в прямой зависимости от количества мест, в которых игрокам предлагается сделать ставку. В результате в настоящее время налоговая нагрузка организатора азартных игр, располагающего одним пунктом приема ставок, идентична налоговой нагрузке организатора, располагающего сотней пунктов. При этом финансовые результаты последнего ввиду большего числа заключаемых пари существенно выше, чем у первого. Более того, расширение сети пунктов и соответствующее ему увеличение доходов организатора игр не приводят, в отличие от плательщиков других видов налогов, к соответствующему увеличению налоговых платежей. В данном случае организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах оказываются в привилегированном положении по сравнению с плательщиками других видов налогов, что вступает в конфликт с общими принципами равенства и справедливости налогообложения.

Максимальный размер ставки налога на игорный бизнес, применяемой к пунктам приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, предлагается установить на уровне 7 тысяч рублей, что представляется экономически обоснованным, учитывая характер деятельности пункта приема ставок и экспертные оценки о среднем показателе выручки, поступающей в букмекерскую контору из одного пункта. Конкретные ставки налога будут определяться органами законодательной власти субъектов РФ. Принятие предлагаемых изменений будет способствовать реализации принципов всеобщности и равенства налогообложения, единообразному пониманию норм закона субъектами регулируемых правоотношений и увеличит налоговые поступления в региональные бюджеты.

— Есть ли новые законодательные инициативы, которые Госдума готова рассмотреть уже сейчас?

— Конечно, есть. В частности, недавно поступил законопроект «О внесении изменений в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который проиндексирует ставки акцизов на подакцизную продукцию в период 2012–2014 годов. Ставки акцизов увеличиваются с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Опережающими темпами по сравнению с другими товарами проиндексированы ставки акцизов на сигареты с фильтром, а также на сигареты без фильтра и папиросы (более чем в три раза за период с 2011 до 2014 года).

Ставки акцизов на слабоалкогольную продукцию увеличатся в 2014 году по сравнению с нынешним годом в 2,2 раза, на вина натуральные — на 60 процентов, на пиво с содержанием объемной доли этилового спирта до 8,6 процента — на 80 процентов. Эти меры позволят не только повысить уровень доходов в бюджет (в 2012 году ожидается 18,5 миллиарда рублей в консолидированный бюджет РФ, в 2013 году — 132,3 миллиарда, а в 2014 — свыше 300 миллиардов рублей), но и помогут снизить уровень злоупотребления алкоголем и внесут свой профилактический вклад в борьбу с курением.

В Бюджетном послании Президента России особое внимание уделено реформированию налоговой системы в стране. Именно налоговые новации помогут изыскать дополнительные средства для бюджета, чтобы решить экономические задачи и выполнить все социальные обязательства государства.

— А какая судьба ожидает единый налог на вмененный доход?

— Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», где прописывается патентное налогообложение. Планируется выделить в отдельную главу «Патентная система налогообложения» Налогового кодекса упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента. Перечень специальных налоговых режимов дополнится подпунктом 5 «Патентная система налогообложения», и с 1 января 2014 года из него будет исключен единый налог на вмененный доход (ЕНВД). В целом же авторы законопроекта уверены в том, что он послужит стимулированию развития малого предпринимательства на основе совершенствования упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей. Предпринимателям не нужно будет отчитываться в налоговых органах, но при этом они будут обязаны вести учет доходов в учетной книге. О законопроекте много спорили и продолжают спорить. Видимо, момент истины наступит, когда он заработает на практике. И тогда станет ясно, что и где надо поправить в законе. Постараемся успеть подготовить его ко второму чтению.

Поделиться