Версия для печати 5276 Материалы по теме
Социальные приоритеты в условиях модернизации бюджетной сферы

Глушкина
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета, развитие доходного потенциала и модернизация социальной сферы и экономики в условиях финансовых ограничений — приоритетные задачи бюджетной политики Республики Калмыкия. Об особенностях ее формирования рассказывает министр финансов Надежда Григорьевна ГЛУШКИНА.

— Надежда Григорьевна, на какие приоритеты руководство республики опирается при формировании и исполнении регионального бюджета?

— Бюджет Республики Калмыкия был и остается социально ориентированным. Бюджетная политика в области расходов направлена в первую очередь на безусловное исполнение социальных обязательств и концентрацию ресурсов на ключевых социально значимых направлениях. В текущем году особое внимание уделено повышению заработной платы работников бюджетной сферы. В соответствии с рекомендациями Минфина России и в целях повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг в 2011 году мы обеспечили повышение заработной платы работников бюджетной сферы дважды на 6,5 процента — с 1 июля и с 1 октября 2011 года. Кроме того, с 1 сентября 2011 года на 30 процентов повышена заработная плата учителей, что позволило довести среднемесячную заработную плату учителей республики до средней заработной платы по региону.

На 2012 год и среднесрочную перспективу главным ориентиром политики должен стать принцип не нарушать ни при каких обстоятельствах пороговые условия функционирования важнейших социальных секторов экономики. На мой взгляд, базовым параметром, от которого зависят все прочие социальные параметры, является рынок труда. Для снижения негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждения роста безработицы реализуется республиканская программа дополнительной поддержки занятости населения. За последние 2,5 года на мероприятия по поддержке рынка труда было направлено более 450 миллионов рублей.

— Президент Российской Федерации Д. А. Медведев неоднократно подчеркивал, что основными приоритетами государства являются активная социальная политика и модернизация социальной инфраструктуры. Что делается в республике для решения этих задач?

— В современных условиях это особенно актуально, поскольку социальная сфера нуждается в кардинальной модернизации. В республике модернизация систем здравоохранения и образования также является одним из приоритетов в среднесрочной перспективе. Определенным толчком к модернизации социальной сферы стали и национальные проекты.

На сегодняшний день решение проблемы повышения качества и обеспечения доступности медицинской помощи населению осуществляется в соответствии с республиканской программой модернизации здравоохранения Республики Калмыкия на 2010–2012 годы. В соответствии с ней на модернизацию здравоохранения в течение 2011–2012 годов будет направлено более одного миллиарда рублей. Средства пойдут на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, внедрение современных информационных систем в здравоохранении и стандартов оказания медицинской помощи. Получат развитие межмуниципальные центры на базах действующих центральных районных больниц, где будут сконцентрированы высокотехнологичные ресурсы.

В рамках модернизации общего образования Республики Калмыкия планируется реализация новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Уже введена новая система оплаты труда, учитывающая качество и результаты работы учителя. К слову, достигнуты качественные изменения и в части укрепления безопасности образовательных учреждений: 99 процентов зданий общеобразовательных учреждений оснащены системами автоматической пожарной сигнализации. При этом доля общеобразовательных учреждений, требующих комплексного капитального ремонта, сократилась с 26 процентов в 2000 году до 14,7 процента в 2010 году. Вместе с тем сохраняется ряд проблем, решение которых требует применения комплексного метода: обеспечение качественных условий обучения посредством развития материально-технической базы школ, создание условий для применения дистанционных технологий обучения в сети базовых (опорных) школ и ресурсных центров, подготовка и повышение квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, учебно-методическое оснащение общеобразовательных учреждений.

В области социальной политики основной задачей является повышение адресности и целевой направленности мер социальной поддержки, а также исполнение всех законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций.

— Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» стал базой для принятия пятилетней государственной программы развития сельского хозяйства. Что делается в республике, чтобы эти меры стали более системными и долгосрочными?

— Главой Республики Калмыкия развитие агропромышленного комплекса определено в качестве одного из ключевых направлений социально-экономического развития республики. И это не случайно: как бы ни развивались другие отрасли, Калмыкия издавна была и остается преимущественно аграрным регионом. После заседания в 2005 году в Элисте Госсовета по вопросам развития животноводства под председательством В. В. Путина была предложена идея создания «мясного пояса» от Европейского Юга России до Байкала. Данная инициатива была полностью поддержана федеральным центром и получила дальнейшее развитие в рамках нацпроекта «Развитие АПК» и государственной программы развития сельского хозяйства.

В кризисное время нам удалось не только сохранить, но и увеличить поголовье крупного рогатого скота. Если в целом по стране за последние два года произошел спад поголовья (на 3,1 процента), то в Калмыкии численность крупного рогатого скота за год возросла на 14,4 процента и составила на начало 2011 года около 500 тысяч голов. По поголовью крупного рогатого скота мясного направления Калмыкия занимает первое место, а по численности овец и коз (2,2 миллиона голов) — второе место в России.

Конечно, добиться таких результатов без системной, активной государственной поддержки, проводимой в последнее десятилетие, было бы невозможно. За период реализации госпрограммы в 2008–2010 годах общий объем субсидий, направленных сельхозтоваропроизводителям, составил 2,4 миллиарда руб­лей, в том числе на поддержку животноводства — 1,6 миллиарда рублей, или 66,7 процента от общего объема средств. Сегодня доля добавленной стоимости, получаемой в сельском хозяйстве, составляет около трети валового регионального продукта.

В настоящее время меняются порядок, приоритеты финансирования отрасли: в первую очередь необходимо ускорить техническое и технологическое перевооружение отрасли, сформировать высококачественное племенное поголовье животных и обеспечить рост производства мясной продукции.

Надо заметить, что налоговые поступления от АПК в бюджеты всех уровней за последние три года увеличились в 1,6 раза, в том числе поступления по специальным налоговым режимам возросли в 3,3 раза. В настоящее время в республике реализуются инвестиционные проекты по строительству откормочного комплекса молодняка крупного рогатого скота на 5 тысяч голов. Идет строительство птицефабрики с круглогодичным замкнутым циклом производства мяса птицы на 10 тысяч тонн субпродуктов в год. Надеюсь, что реализация этих планов позволит Калмыкии стать центром «мясного пояса» и будет способствовать не только дальнейшему насыщению рынка продуктами питания, но и увеличению поступлений налогов в бюджет.

— Сегодня в развитии экономики страны акцент делается на усилении роли малого и среднего бизнеса. Как развивается малое предпринимательство в Калмыкии и каков его вклад в бюджет республики?

— Малое предпринимательство развивается достаточно активно, в данной сфере деятельности занято более 20 процентов экономически активного населения республики. Численность работающих на малых и средних предприятиях и занятых индивидуальным предпринимательством увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 15 процентов. На долю предприятий малого и среднего бизнеса приходится почти половина общего объема оборота предприятий и организаций Калмыкии (48,9 процента). Отмечу, что объем средств, направляемых на государственную поддержку отраслей реального сектора экономики, составляет в среднем 13 процентов от общего объема расходов республиканского бюджета.

В этом году поступления в консолидированный бюджет Республики Калмыкия от субъектов малого предпринимательства только по специальным налоговым режимам составят порядка 230 миллионов рублей, или 7 процентов от налоговых и неналоговых доходов.

Третий год подряд республика выигрывает конкурс Минэкономразвития России на предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства. За три года нам удалось привлечь субсидий по данному направлению на сумму 218 миллионов рублей. Преимущественное право на получение субсидии предоставлено безработным гражданам, зарегистрированным в органах занятости населения. С учетом специфики республики большая часть субъектов предпринимательства, которым была оказана грантовая поддержка на конкурсной основе, осуществляет свою деятельность в сельском хозяйстве.

Вообще вопрос поддержки малых форм хозяйствования на селе находится в сфере особого внимания руководства республики, так как данный сектор играет важную роль не только в производстве сельхозпродукции, но и в обеспечении социальной стабильности на селе. На их долю сегодня приходится две трети кредитов, три четверти инвестиционных ресурсов. Ежегодно из бюджета Калмыкии на стимулирование малых форм хозяйствования выделяются субсидии — более 100 миллионов руб­лей — прежде всего на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам.

— Эффективная деятельность руководителя, особенно в финансовой сфере, в значительной степени зависит от внедрения современных технологий, автоматизации процессов принятия управленческих решений. Как вы работаете в данном направлении?

— В соответствии с Программой Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года для повышения качества управления муниципальными финансами необходимо развивать единую интегрированную информационную систему управления общественными финансами, так называемый электронный бюджет. Реализацию данного направления мы планируем осуществить в рамках республиканской программы «Повышение эффективности бюджетных расходов Республики Калмыкия на 2011–2012 годы».

На сегодня у нас обеспечена интеграция процессов составления, исполнения бюджетов, бюджетного учета и подготовки финансовой отчетности, усилена взаимосвязь бюджетного процесса и размещения заказов на поставку товаров, работ и услуг. В ближайшей перспективе планируем обеспечить централизацию и единство учета объектов государственной и муниципальной собственности за счет внедрения единой автоматизированной системы управления имуществом.

Хочу отметить, что главой республики уделяется большое внимание инновационному развитию региона, в частности развитию проекта «Электронное правительство». В рейтинге субъектов РФ, размещенном в электронном журнале «Госменеджмент», по состоянию на 1 июля 2011 года Калмыкия занимает 2-е место среди регионов Южного федерального округа по уровню внедрения электронного правительства. Менее чем за полтора года (с мая прошлого года) нам удалось значительно продвинуться в данном направлении, переместившись с 70-го на 13-е место по России.

— Прогнозы, как известно, дело неблагодарное. И все же, что вы думаете о перспективах развития финансовой системы республики?

— В числе основных задач, поставленных главой Республики Калмыкия А. М. Орловым перед кабинетом министров, — поиск дополнительных поступлений в бюджет, оптимизация неэффективных расходов и совершенствование структуры управления. Отмечу, что, хотя бюджет республики по-прежнему остается высокодотационным, темпы роста налоговых и неналоговых доходов опережают рост объемов финансовой помощи из федерального центра. За последние два года поступления налоговых и неналоговых доходов увеличились на четверть. Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета за этот же период уменьшилась на 17 процентов.

При этом особое внимание уделяется повышению эффективности управленческих расходов. Только за последний год сокращено количество органов государственной власти республики и уменьшена штатная численность государственных гражданских служащих на 7 процентов. В дополнение к этим ограничениям правительство республики ежегодно утверждает нормативы расходов на содержание органов государственной власти и местного самоуправления.

Конечно, в нашем регионе имеется ряд сложностей и нерешенных вопросов. Не все получается так быстро, как хотелось бы. Объем расходных обязательств, в том числе по принимаемым на федеральном уровне решениям, постоянно увеличивается, что, естественно, должно повлечь за собой соответствующее обеспечение доходными источниками региональные и местные бюджеты. Но эти трудности, надо заметить, преодолимые. Те положительные сдвиги в развитии республики, которые наблюдаются в последние годы, стали результатом совместной работы федеральных, региональных и местных органов власти. Накопленный потенциал позитивных тенденций позволяет нам надеяться не только на увеличение объема собственных доходов, но и на существенное ускорение экономической активности в целом по республике.

Справка «Бюджета»

В 1984 г. окончила Всесоюзный финансово-экономический институт

по специальности «финансы и кредит».

1979–1991 гг. — старший экономист, заместитель начальника финансового отдела Целинного района РК.

1991–2001 гг. — начальник финансового отдела Целинного района РК.

2001 по 2008 г. — заместитель министра финансов РК.

2008–2010 гг. — заместитель руководителя Республиканской службы финансово-бюджетного контроля.

2010–2011 гг. — заместитель министра финансов РК.

2011 г. — министр финансов РК.

Заслуженный экономист РФ, заслуженный работник народного хозяйства РК, награждена Почетной грамотой РК, Почетной грамотой Правительства РК.

Поделиться