Вчера в ходе видеоконференции по повышению эффективности системы госзакупок Дмитрий Медведев подписал указ о создании механизма мониторинга расходования бюджета, отведенного под госзаказ. Поводом послужило сообщение начальника контрольного управления президента Константина Чуйченко о том, что сейчас экономическую эффективность госзакупок никто в стране не контролирует — ни у кого нет на это полномочий. «У меня есть предложение: не дожидаясь формирования каких-то новых органов власти и вообще всяких разных политических событий, подготовить правительству предложения о том, кто этим должен заниматься. Даю вам всем месяц срока», — был категоричен глава Кремля.
Потенциально в качестве новых «контролеров от госзаказа» могут выступить Росфинмониторинг (так полагает г-н Чуйченко) или же Росфиннадзор совместно с Минэкономразвития (по версии первого вице-премьера Игоря Шувалова). Однако эксперты считают, что раздувать институт «контролерства от госзаказа» не стоит. «ФАС и так уже работает в сфере контроля госзаказа. Увеличивать штат надзорных органов не имеет смысла — это тоже несет коррупционные риски», — считает участник рынка, пожелавший остаться неназванным.
«Только в прошлом году мы рассмотрели более 28 тыс. жалоб, и половина из них была признана обоснованной. Это привело к отмене незаконных торгов и восстановлению прав предпринимателей. Кроме того, мы проводим большое количество плановых проверок, а также проверки торгов, имеющих признаки нарушения законодательства», — рассказывает начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев, добавляя, что даже при жестких временных рамках (поручение дано до 1 ноября) ФАС не поддержит закон о ФКС, который предложен Минэкономразвития. «Он не только не решает тех проблем, которые поставили президент и правительство по сокращению коррупции, но приведет к противоположному результату — фактически мы потеряем конкурентную среду», — сетует он. В Минэкономразвития предпочли ситуацию не комментировать.
Генпрокурор Юрий Чайка предлагает улучшить контроль эффективности использования бюджетных средств при госзакупках проверенным методом рубля. По его мнению, штрафные санкции при нарушении правил госзаказа должны быть кратны размеру похищенного имущества. «Необходимо с учетом распространенности в сфере госзакупок таких преступлений, как мошенничество и присвоение чужого имущества, предусмотреть порядок применения штрафных санкций, аналогичный введенному за совершение коррупционных преступлений», — пояснил Юрий Чайка. Кроме того, генпрокурор предлагает ввести «законодательные ограничения на закупки дорогостоящих товаров по госконтракту». В ответ президент заявил, что даст поручение проработать эти предложения.