Минздравсоцразвития внесло в Госдуму законопроект, который устанавливает четкие тарифы на обязательное медицинское страхование (ОМС) неработающего населения. Рассмотрение его намечено на пятницу. Об этом рассказал на пресс-конференции директор департамента развития медицинского страхования минздравсоцразвития Владимир Зеленский.
Сейчас за работающих людей взносы в фонд ОМС платит работодатель — 5,1 процента от фонда оплаты труда, за неработающих — региональный бюджет. Причем каждый сам устанавливает тариф — по своим возможностям. В результате разброс по стране достигает десятков раз. В одном регионе могут перечислять
В итоге получается, что положение в здравоохранении везде разное. Там, где большие перечисления из бюджетов, там и система лучше организована, и врачи больше зарабатывают. А там, где копейки, — результат соответствующий. Хотя, как отметил Владимир Зеленский, не все так однозначно. Как правило, наиболее бедные регионы получают неплохие дотации из центра, и платежи за неработающих там могут быть выше, чем за работающих, у которых мизерная зарплата. Но общие суммы в здравоохранение в дотационных регионах попадают небольшие. Благодаря новому закону ситуацию планируется выровнять.
Документ устанавливает, что к 2015 году тариф за неработающих будет для страны един, но с поправкой на районные коэффициенты. Максимальный тариф с максимальным коэффициентом — 18,9 тысячи рублей за человека в год (на Севере). Минимальный — в центральной части России — 6,6 тысячи рублей (к 18,9 тысячи применят коэффициент 0,33). Таким образом уменьшат разницу между платежами за работающих и неработающих. Сейчас работодатель в среднем платит за одного работника 9 тысяч рублей в фонд ОМС, субъекты за одного неработающего — 3 тысячи.
С 2015 года, по подсчетам минздравсоцразвития, работодатели будут перечислять в среднем за одного работника 14 тысяч рублей, регионы — 7,3 тысячи. При этом втрое вырастут расходы на программы ОМС. В этом году — 540 миллиардов рублей. К 2015 году они достигнут 1,4 триллиона. Правда, и тратиться деньги будут более широко. К примеру, в ОМС к этому времени войдет «Скорая помощь». Система распределения средств будет иной. Сейчас самые бедные регионы получают дотации, а после того, как система заработает, все средства будут стекаться в федеральный фонд ОМС, а из него уже пропорциональными долями, согласно нормативам, распределяться по территориям.
Повышать тариф будут постепенно. С 2013 года здравоохранение перейдет на одноканальное финансирование. Сейчас по линии ОМС оплачиваются пять статей расходов: зарплата, начисления на нее, медикаменты, расходные материалы и питание больных. Остальное — ремонт, транспорт и прочее — финансируется из бюджетов. С 2013 года все эти средства пойдут в фонд ОМС, а оттуда уже будут поступать в учреждения, куда люди обратились за помощью. Таким образом тариф станет полным. Суммы, которые региональные бюджеты будут направлять в фонд ОМС, с 2013 года будут засчитываться в счет тарифа за неработающих.
Что в итоге выиграют люди? По словам Владимира Зеленского, по мере увеличения финансирования здравоохранения будут вводиться новые стандарты оказания медицинской помощи, предусматривающие и обязательные обследования, и лучшее лечение, и повышение зарплаты врачам, и более жесткий контроль за качеством их их работы. Что касается региональных бюджетов, в министерстве не считают, что увеличение тарифов за неработающих станет неподъемным.