Центр мониторинга общественного мнения — не первый канал связи чиновников с москвичами. До этого был создан специальный сайт. На портале «Наш город. Программа развития Москвы» можно отследить работы по благоустройству, идущие в каждом дворе, и оставить свои замечания. Такой интернет-контроль со стороны жителей, по мнению мэра Сергея Собянина, «серьезно ограничивает возможности исполнителей некачественно выполнять работу». Но благоустройство дворов, хотя и важная проблема жителей, далеко не единственная. И теперь высказаться по любому поводу граждане могут через Центр мониторинга общественного мнения (ЦМОМ) — по телефону, смс или электронной почте. Сюда можно сообщить свои замечания по поводу той или иной городской проблемы, оставить отзыв о работе городского специалиста любого уровня — от сотрудника ЖЭКа до главы управы или главврача поликлиники. Кстати, мэр столицы обещает лично изучать полученные ЦМОМом данные. Мнения жителей станут основой для создания рейтингов школ, поликлиник, служб ЖКХ. «Низкие баллы в этих рейтингах станут основанием для принятия управленческих решений, в том числе в отношении руководителей, к которым возникают справедливые претензии граждан», — отмечает Сергей Собянин.
Однако ЦМОМ должен стать не просто «жалобной книгой» или сборником благодарностей. Это способ привлечь москвичей к живому участию в решении не только частных, но и общегородских проблем. Для этого Центром будут регулярно проводиться прицельные социологические опросы. «Когда мы проводим опрос в целом по городу и получаем средние цифры, ситуация выглядит более-менее благополучной, — говорит мэр. — Но когда мы проводим его конкретно по районам, то все выглядит совершенно по-другому». Привлекая простых москвичей к живому общению через Центр, власти смогут получить реальную картину ситуации на местах. «Из кабинета чиновника проблема зачастую видится иначе, — соглашается известный социолог Ольга Крыштановская. — В итоге она либо не решена вообще, либо найдено такое решение, что в жизни люди испытывают ежедневные неудобства. Необходимо, чтобы к мнению горожан прислушивались регулярно, обязательно проводили социологические опросы».
Таким образом, ЦМОМ должен стать крупнейшим институтом мониторинга общественного мнения по важнейшим темам городской жизни. Результаты опросов будут учитываться на высшем уровне, вплоть до совещаний в правительстве Москвы. Стратегические документы, разработка городских программ также будут опираться на данные ЦМОМа, то есть на мнение жителей. Посредством Центра москвичи должны стать «интеллектуальным резервом», корректирующим работу чиновников.
Прием звонков начался уже в этом месяце. Единый call-центр ЦМОМа находится в Строгино. Здесь операторы принимают звонки с заявками и пожеланиями и сортируют их по тематикам — ЖКХ, транспорт, образование и пр. Чтобы правильно разбираться во всех тонкостях, сотрудники проходят специальную подготовку. Кстати, эта работа для них особенно ценна, учитывая, что все операторы call-центра — люди с ограниченными возможностями. Так что сам по себе ЦМОМ частично решает и еще одну больную проблему — трудоустройства инвалидов. "Инвалиду по зрению раньше было ужасно трудно, почти невозможно найти хоть какую-то работу, — говорит один из операторов Виталий Сугробов. — Но я освоил метод слепой печати, так что могу не только принять заявку по телефону, но и оформить ее на компьютере. То, что мэрия сама создает рабочие места для инвалидов и не отворачивается от наших проблем, — это огромная помощь, большое доверие, так что я очень буду стараться. И я рад, что моя работа станет приносить реальную пользу.
Действенность работы ЦМОМа каждый может проверить лично, позвонив по телефону +7 (499)