Образование — 14 декабря 2011

Почему олимпиадникам урезали льготы?

Версия для печати 2703 Материалы по теме
Почему олимпиадникам урезали льготы?

олимпиада
Нужен ли третий обязательный ЕГЭ? Должен ли вуз доучивать первокурсников? На вопросы «РГ» отвечает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Российская газета: Вадим Валерьевич, как уже писала «РГ» (в номере от 21.11.), теперь олимпиадники и другие льготники могут использовать право внеконкурсного зачисления только в одном вузе. Кто от этого выиграет?

Вадим Радаев: С одной стороны, выигрывают вузы. Меньше раздувается конкурс, реалистичнее выглядит картина. Ты знаешь, что сильный абитуриент пришел именно к тебе. С другой стороны, это ограничивает возможности абитуриента. Или, по крайней мере, заставляет его раньше определяться с выбором.

РГ: Через олимпиады поступает много абитуриентов?

Радаев: Число победителей и призеров среди поступающих — всего 4 процента по России. Но у нас в этом году каждый третий поступил в бакалавриат по результатам олимпиад. И, должен сказать, пришедшие в «Вышку» «олимпийцы» оправдывают ожидания.

РГ: Иногда олимпиадники приносят в вузы очень низкие баллы ЕГЭ. Что делать с такими первокурсниками?

Радаев: Бывает, что победитель олимпиады плохо сдает ЕГЭ. По разным причинам. В принципе можно ввести минимальный порог ЕГЭ для олимпиадников по профильному предмету. Вопрос же недостаточности знаний после общеобразовательной школы — более общий и с олимпиадами как таковыми не связан. Университет все-таки не должен заниматься доучиванием школьников. Иначе программа бакалавриата сократится с четырех лет до двух-трех. Однако некоторые усилия предпринимать все же приходится. Например, мы выделяем часы для изучения английского языка, который далеко не во всех школах преподается на должном уровне. А без английского языка у нас студенты учиться просто не смогут. Поэтому более слабым первокурсникам мы даем дополнительные часы за счет университета. А более успешным студентам в качестве бонуса предлагаем бесплатно второй язык.

РГ: Как вы относитесь к идее введения в школах третьего обязательного ЕГЭ — по иностранному языку?

Радаев: Положительно. Также как знание родного языка, знание английского сегодня — необходимый элемент общей культуры.

РГ: Один из самых популярных факультетов «Вышки» — государственного и муниципального управления. Насколько оправдан там в качестве профильного экзамен по математике? Знание основ матанализа — все-таки не самое необходимое качество для того, кто идет во власть.

Радаев: Государственное и муниципальное управление — часть направления обучения «Экономика и управление», поэтому профильным экзаменом там выступает математика. По поводу математики идет постоянный спор не только в отношении подготовки будущих специалистов по госуправлению. Исключив из списка вступительных испытаний математику, можно привлечь более широкий круг абитуриентов. Но качество абитуриентов при этом почти неизбежно снижается.

РГ: Как вы относитесь к идее проводить ЕГЭ в два этапа — для тех, кто выпускается из школы, и для тех, кто поступает в вуз?

Радаев: Не думаю, что стоит усложнять систему, вводя два разных механизма. Лучше совершенствовать один. ЕГЭ даже в его нынешнем виде имеет важные преимущества: образование стало более доступным, нанесен удар по коррупции при поступлении в вузы. Благодаря ЕГЭ стали известны серые схемы приема. Вспомните скандал во Втором меде. Те, кто использовали такие же незаконные методы, полагаю, теперь сильно напряглись. ЕГЭ заставил вузы публиковать данные о себе, и не всем это нравится. Поступление стало более прозрачным. Конечно, часть коррупционных рисков перетекла на уровень школы. Но контролировать сдачу ЕГЭ технически все же намного проще. Нужна лишь политическая воля.

РГ: Объявлено, что вузы будут получать финансирование в зависимости от качества образования. Доступ к бюджету получат и негосударственные вузы. Как выбрать самых достойных?

Радаев: Вполне справедливо, что лучшие негосударственные вузы, выполняя госзаказ, получат бюджетные средства. Идея же увязать бюджетное финансирование с качеством образовательной услуги родилась не сегодня. Предлагалась она вместе с ЕГЭ, но ЕГЭ был введен, а государственные именные финансовые обязательства (ГИФО), когда деньги идут вслед за учащимися, нет. Так что обсуждение новых условий финансирования вузов — в каком-то смысле возврат к старой идее. Относительный размер финансирования можно измерять с помощью среднего балла поступающих. Чем выше баллы, тем больше денег.

РГ: Тогда многие вузы технического и физико-математического профиля вообще придется закрыть.

Радаев: Знаете, в каком вузе в последние годы был самый высокий средний балл? Не в МГИМО, не в МГУ, а в МФТИ! Закрыть вуз, даже частный, очень сложно, хотя бы потому, что есть долгосрочные обязательства перед студентами. Один из вариантов в этой ситуации — присоединение слабых вузов к более сильным. Хотя для сильных вузов это немалая обуза. Пока профессиональных образовательных менеджеров в России очень мало. В ВШЭ созданы специальные магистерские программы по менеджменту в образовании. Такие программы должны быть во многих вузах.

РГ: Назовите три самых важных критерия, по которым можно составлять рейтинг вузов.

Радаев: Качество профессорско-преподавательского состава, которое измеряется не числом докторов и кандидатов наук, а их научной деятельностью, включая публикации и индексы цитирования. Уровень подготовки студентов: тут важны число тех же олимпиадников, средний балл ЕГЭ. И отзывы крупных работодателей о выпускниках.

справка

Радаев Вадим Валерьевич, первый проректор ВШЭ.

В 1978 году закончил школу с золотой медалью, одновременно — спортивную школу по лыжным гонкам. Родители — экономисты не настаивали на то, чтобы сын пошел по их стопам, но он, прочитав несколько книг по политэкономии, решил , что непременно будет поступать на экономфак МГУ. Будучи студентом, вел занятия в экономико-математической школе. После окончания МГУ сразу же поступил в аспирантуру и досрочно защитил кандидатскую диссертацию. Работал в Институте экономики АН СССР. В 1992 году основал в Институте свой сектор экономической социологии, изучал «новое российское предпринимательство». Затем перешел в ВШЭ, защитил докторскую диссертацию. В 2008 году стал лауреатом премии правительства России в области «Образование». Вадим Радаев — автор 200 научных работ, включая семь монографий. Имеет публикации на английском, немецком, французском, итальянском и венгерском языках. В ВШЭ читает курсы по экономической социологии, потребительским рынкам и их прикладному анализу.

Поделиться