Финансовый контроль — 01 февраля 2012

Бюджет Минздрава врачи будут экономить в три смены

Версия для печати 1821 Материалы по теме
Бюджет Минздрава врачи будут экономить в три смены

врач
Сотни миллиардов рублей, выделяемые федеральным бюджетом на закупку современного высокотехнологичного медоборудования, приносят весьма ограниченную отдачу. По оценке медиков, эффективность использования этого оборудования не превышает 20%. Кроме того, антимонопольная служба не удовлетворена конкурсными процедурами, проводимыми по линии госзакупок. В прошлом году было оспорен каждый второй контракт, значительное число конкурсов было вообще отменено.

Рынок медицинского оборудования в России не ориентирован на приобретение эффективного продукта. Такое мнение высказал вчера на пресс-конференции, посвященной итогам модернизации здравоохранения в 2011 году, гендиректор компании «Электрон» Александр Элинсон. По его мнению, в голове чиновников прочно засела мысль — покупать то, что дешевле. Их не очень заботит, что будет дальше. Насколько надежно оборудование в эксплуатации, каких затрат потребует сервисное обслуживание, тем более что эти затраты, как правило, вообще не учтены в контрактах.

Напомним, что программы модернизации здравоохранения реализуются на региональном уровне при активной финансовой поддержке из Центра. В целом на развитие здравоохранения дополнительно из федерального бюджета и Фонда обязательного медицинского страхования до 2013 года планируется направить почти 1 трлн. руб., в том числе в рамках нацпроекта «Здоровье» — 470 млрд. руб. и системы обязательного медицинского страхования — 460 млрд. руб. Из них на модернизацию материально-технической базы лечебных учреждений планируется потратить до 300 млрд. руб. Переход на единые стандарты оказания медицинской помощи, повышение качества и эффективности лечения оценены еще в 136 млрд. руб.

Врачи в целом поддерживают саму идею модернизации системы здравоохранения. Но запланированное бюджетное финансирование медики рассматривают лишь как возврат старых долгов казны перед здравоохранением. «Программа покрывает огромную задолженность общества по оказанию качественных медицинских услуг», — заявил на пресс-конференции директор НИИ скорой помощи имени И.И.Джанелидзе Санкт-Петербурга Сергей Багненко.

В 2011 году на закупку нового высокотехнологичного оборудования из казны было выделено 120 млрд. руб. (в 2010 году — 100 млрд. руб.), из которых 54 млрд. руб. поступили в регионы рамках финансирования программ модернизации здравоохранения. При этом в прошлом году объем закупок диагностического оборудования составил 43% от всего рынка медоборудования, в абсолютных цифрах это 51,6 млрд. руб.

Отмечен 45-процентный рост рынка так называемого тяжелого диагностического оборудования — с 361 в 2010 году до 525 штук в 2011 году. Но в денежном выражении объем закупок изменился мало (около 17,9 млрд. руб. и 17,2 млрд. руб. соответственно). Таким образом, налицо 4-процентная экономия госсредств.

Однако позитивную статистику портят другие показатели. Так, по показателям объемов рентгеновских исследованиях, российское здравоохранение почти совпадает с развитыми западным странами. Однако по объемам высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) Россия безнадежно отстает от развитых стран. Доля ВМП в нашей стране — 2,2%, тогда как в странах Евросоюза она составляет 24%. Причина не только в нехватке современного медоборудования, но и в неэффективном его использовании. По словам Багненко, из имеющихся в больницах Петербурга более чем 50 компьютерных томографов лишь около 10 работают круглосуточно. Остальные эксплуатируются в одну смену. «А надо, чтобы работали в две-три смены. Правда, тогда вместо одного рентгенолога нужно будет иметь в штате семь специалистов», — подчеркнул врач. Со своей стороны производители также подтверждают низкий КПД использования современного медоборудования — максимум на уровне 20%.

Помимо прочего участники рынка отмечают несовершенство системы госзакупок. Конкурсные процедуры — от объявления конкурса до заключения контракта на поставку медоборудования — в ряде случае растягиваются на семь-восемь месяцев. Много вопросов и к прозрачности процедуры выбора победителя. Не случайно количество конкурсов, оспоренных и отмененных органами Федеральной антимонопольной службы, выросло с 18% в 2010 году до 50% в 2011 году.

Поделиться