Законы№2 Февраль 2012 — 09 февраля 2012

Практические аспекты реализации Закона № 210-ФЗ в регионах

Версия для печати 8240 Материалы по теме
Практические аспекты реализации Закона № 210-ФЗ в регионах

королев
Все субъекты РФ с 1 марта 2012 года должны оказывать социально значимые услуги с применением систем межведомственного электронного взаимодействия. О том, что сделано в данном направлении, и о преимуществах новых систем рассказывает Константин Валерьевич КОРОЛЁВ, директор департамента по работе с государственным сектором «БСС Инжиниринг».

— Константин Валерьевич, какие тенденции являются в данный момент ключевыми в ходе реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»?

— В целом к концу 2011 года наметилась тенденция к стабилизации и унификации процессов перехода на межведомственное электронное взаимодействие (МЭВ). Заработали сервисы на федеральном уровне, региональные сегменты научились с ними взаимодействовать, заметно выросло число регионов, которые сориентировались по задачам и срокам. Большинство субъектов разработали и согласовали технологические карты межведомственного взаимодействия, что является важным показателем того, что в регионах органы исполнительной власти научились применять на практике методы документального обмена сведениями. Ранее такое взаимодействие ведомств на федеральном, а тем более на региональном уровне было невозможно либо локально. Организационной движущей силой процесса стала действующая Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Последовательные действия комиссии, включающие выездную разъяснительную работу и планомерное отслеживание результативности процессов, позволили добиться практических результатов как регионам, так и федеральным органам исполнительной власти.

Главными задачами в настоящий момент являются мероприятия по максимально оперативному переходу на предоставление государственных и муниципальных услуг посредством внедрения систем МЭВ. В соответствии с протоколом расширенного заседания Правительственной комиссии такой переход социально значимых услуг, на которые будет приходиться 60–70 процентов межведомственного документооборота в субъектах РФ, необходимо осуществить до 1 марта 2012 года.

— Насколько регионы готовы к приближающимся срокам по реализации требований Закона № 210-ФЗ?

— Практически во всех субъектах РФ завершился этап проектирования госуслуг, подлежащих переводу на межведомственное взаимодействие. Регионы уже должны были перейти к тестовой эксплуатации, а при необходимости — к доработке систем. То есть начинать разрабатывать, создавать что-либо с нуля сейчас бесполезно — практического результата эта работа не принесет. Исходя из нашего практического опыта в пилотном регионе, создать с нуля связку взаимодействия, начиная с муниципальных образований и заканчивая региональным и федеральным сегментами, в оставшиеся сроки, то есть за четыре недели, практически невозможно. К марту системы должны осуществлять полноценное информационное взаимодействие и обмен при помощи сервисов.

По данным оперативного мониторинга, доля спроектированных госуслуг сейчас около 93 процентов, а по состоянию на 24 января 2012 года о полном завершении проектирования отчитались 68 из 83 регионов.

— Расскажите об истории появления системы гарантированной доставки «СГД BS-eRegion» на рынке госуслуг?

— «СГД BS-eRegion» была разработана в 2011 году на базе системы «ДБО BS-Client», которая используется в более чем 1700 банках и их филиалах России и ближнего зарубежья. Более половины банков — из списка топ-100: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, банк «УРАЛСИБ» и др. Высокие требования к безопасности и надежности документооборота в финансовом секторе, которым удовлетворяет наша система, позволили использовать решение, созданное на ее основе, для организации процессов межведомственного взаимодействия и оказания государственных услуг в электронном виде.

— Какие основные преимущества системы «СГД BS-eRegion» можно отметить?

— Прежде всего это возможность оперативной организации взаимодействия с удаленными участниками межведомственного взаимодействия, не имеющими постоянных выделенных каналов связи и собственных информационных систем с использованием технологии пакетного обмена сообщениями в режиме офлайн. Система «СГД BS-eRegion» предоставляет возможность ручного ввода информации посредством пользовательских интерфейсов, что позволит подключать к МЭВ участников процесса предоставления государственных и муниципальных услуг, не имеющих собственных информационных систем (рис. 1). По опыту знаем, что достаточно простая процедура установки и эксплуатации рабочих мест системы «СГД BS-eRegion» у участников МЭВ, а также наличие простых, интуитивно понятных интерфейсов с развитыми функциями контроля вводимой информации существенно снижают требования к квалификации как обслуживающего, так и эксплуатирующего персонала.

Рис 1
С точки зрения дальнейшего развития и сопровождения важно наличие в системе «СГД BS-eRegion» встроенных визуальных средств разработки форм, которые позволяют в короткие сроки расширять область охвата, наращивать функциональность системы за счет ввода в обращение необходимых форм документов.

— В чем особенность работы в пилотном регионе? С какими трудностями вы столкнулись при организации МЭВ в Волгоградской области?

— Основной сложностью, несомненно, являлись постоянно претерпевающая изменения (или уточняющаяся) нормативно-правовая база и соответствующие технические требования со стороны участников информационного обмена. Все ведомства, задействованные в процессе обеспечения информационного взаимодействия в проекте, фактически впервые проходили подобный путь. Проект затронул не только технические, но и организационные устои, позволившие осуществить практическую интеграцию на уровне обмена информацией.

В недавнем прошлом требования почти ко всем аспектам, относящимся к процессу автоматизации услуги, напоминали скорее научно-исследовательскую работу. При этом весь цикл от разработки и согласования технологических карт до внедрения действующих сервисов был подвержен влиянию внешних воздействий как со стороны переходящих в режим промышленной эксплуатации федеральных сервисов, так и постепенно входящих в рабочий ритм региональных органов исполнительной власти Волгоградской области.

— Каким образом строятся отношения с единственным поставщиком СМЭВ — ОАО «Ростелеком»?

— С 2011 года мы стали официальными партнерами. Наше решение, технологической основой которого является система «СГД BS-eRegion», логично дополняет комплексный сервис электронного правительства ОАО «Ростелеком», делает всю технологическую цепочку оказания госуслуг действительно работоспособной и применимой для всех условий независимо от территории. Это наглядно представлено проектом в Волгоградской области.

В процессе внедрения системы, разработки и регистрации новых сервисов мы находимся в постоянном тесном взаимодействии с ОАО «Ростелеком», что дает нам возможность совместно испытать сервисы, иметь двустороннюю связь между федеральным и региональным сегментами. Полученные в пилотном регионе результаты позволяют нам говорить о работоспособности выбранной концепции реализации и внедрения нашего решения.

Что бы вы могли порекомендовать регионам, отстающим в реализации МЭВ?

— В текущей ситуации необходимо использовать типовые проверенные решения, которые доказали свою эффективность в «полевых» условиях и которые можно запустить в самые кратчайшие сроки. Решения должны быть максимально просты и приближены к работоспособным аналогам из других сегментов. Например, в Волгоградской области мы использовали решение, которое является фактически стандартом в дистанционном банковском обслуживании в РФ уже более 15 лет. Известно, как вырос за последние 10–15 лет отечественный банковский сектор и как там широко представлены системы дистанционного банковского обслуживания, доказана эффективность таких решений и их практическая применимость независимо от уровня сложившейся к текущему моменту территориальной ИТ-инфраструктуры.

— Каким, на ваш взгляд, будет дальнейшее развитие направлений по совершенствованию процессов оказания государственных услуг с использованием ИТ?

— Дальнейшим важным шагом в развитии государственной информатизации должны стать мероприятия, направленные на внедрение механизмов, предоставляющих гражданам и организациям возможность оптимальным способом осуществлять оплату в адрес органов государственной власти за оказание государственных и муниципальных услуг. Ведь сейчас, с одной стороны, гражданин обязан представлять квитанцию об оплате, подтверждающую произведенный платеж. С другой — администраторы бюджетных средств не имеют оперативного доступа к информации о фактически осуществ­ленных платежах физических и юридических лиц.

На федеральном уровне в 2011 году уже сделаны первые и очень важные шаги в этом направлении. Единым оператором системы учета начислений и фактов оплаты государственных пошлин, денежных платежей, штрафов и сборов при взаимодействии с единым порталом выступает Федеральное казначейство. Проект направлен прежде всего на то, чтобы гражданин смог получать полную и своевременную информацию о начисленных платежах, произведенных оплатах и задолженностях, а также производить оплату начислений и задолженностей в личном кабинете на едином портале. Также оплата может быть осуществлена через кредитные организации — пластиковой карточкой через банкоматы, терминалы самообслуживания, банковские интернет-приложения. Список органов исполнительной власти, подписавших соответствующий договор о взаимодействии с Федеральным казначейством, постоянно расширяется: это уже сделали ФНС и ФМС. Подписали такой договор и многие банки, например Сбербанк России. Для субъектов РФ скорейшее включение в данный процесс — это, несомненно, стратегический шаг к реформированию региональных финансовых институтов и всей системы оказания государственных услуг населению в целом.

рис 2
В этом направлении «БСС Инжиниринг» предлагает использовать систему «УНП BS-eRegion», которая включает в себя автоматизированную систему хранения и учета информации о начислении администраторами сумм к выплате и фактической оплате потребителями государственных (муниципальных) услуг и иных платежей (пошлин, налогов, штрафов, взносов) в адрес органов власти и учреждений бюджета субъекта РФ, муниципального образования (рис. 2). Эта система включает информационно-платежный сервис, обеспечивающий возможность оплаты государственных, муниципальных услуг и осуществление иных платежей в адрес органов власти и учреждений бюджета субъекта РФ в электронном виде. Такое решение может быть интегрировано с существующим в регионе порталом государственных, муниципальных услуг. Внедрение системы «УНП BS-eRegion» позволит обеспечить повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг населению в регионе, сделать доступной инфраструктуру и сервисы банковского сообщества. Использование такого решения даст возможность увеличить собираемость доходов бюджета и учреждений, сократить количество ошибок при совершении платежей.

Поделиться